Землинский остается верен футболу

Несмотря на то, что Михаил Землинский уже год не выступает в сборной Латвии по футболу, в составе которой он провел 105 официальных матчей (второй показатель за всю историю нашей сборной), он продолжает побеждать и оставаться в центре внимания.

Здорово повеселил болельщиков своими трюками в Матче звезд, посвященном столетию латвийского футбола, неунывающий Михаил Землинский. Особенно «досталось» от него Валерию Семенову.

Во-первых, из футбола по большому счету он никуда не уходил, потому что футбол – это его жизнь. Во-вторых, тренируемый им «Олимп» успешно выступил в чемпионате страны среди команд первой лиги, досрочно завоевал путевку в высший дивизион. В конце прошлой недели он снова оказался в центре внимания, когда в матче звезд, посвященном столетию отечественного футбола, был одной из самых заметных фигур на поле стадиона «Сконто» (изменив своему привычному амплуа защитника, он постоянно шел вперед, когда в одной из таких атак его пас известному в прошлом форварду рижской «Даугавы» Евгению Милевскому оказался результативным). Кажется, будто вчера он совершал здесь круг почета в перерыве товарищеского матча Латвия – Япония, одариваемый цветами и признаниями в любви болельщиков.

Драгоценный фонд латвийского футбола, живая легенда, любимец публики, прежде всего болельщиков сборной страны и «Сконто»… Не хочется характеризовать его журналистскими штампами. Это не о нем, хотя все эти эпитеты ему подходят как никому другому. Михаил Землинский, которому 36, остается все таким же жизнерадостным, активным, оптимистом по жизни, положительной энергией которого невозможно не заразиться.

- Михаил, вас невозможно представить без футбола. С футболом вы дружите с самого детства?

Выбор у меня был осознанным. Я сам пришел записываться в секцию футбола. Никто меня за ручку не приводил. К тому же мой отец был футболистом, тренируя позже, уже как учитель физкультуры, школьную команду. Он и стал для меня первым тренером. У него в 76-й средней школе я тренировался до третьего класса.

- Всех своих тренеров помните?

А как же. В РФШ меня тренировал покойный ныне Зигмунд Вильгельмович Упнерс, потом были Межецкий, Заходин, Пивоваров, Старков.

- Говорят, что уже с первых занятий в Рижской футбольной школе вы примерили майку с четверкой на спине, которая впоследствии стала для вас родной?

Дело случая, наверное, но так действительно было. Родителям приходилось на куске материи рисовать эту цифру, вырезать, а уже потом пришивать. Такая вот была технология. Жаль, что та самая первая майка не сохранилась.

- Зато других у вас очень много. Все знают, какой вы коллекционер.

Что есть, то есть. Коллекция действительно богатая. Даже есть майка Рональдо или спартаковская футболка, которую мне подарил после сотого матча за сборную Александр Старков.

- А как с амплуа? Никогда не поверю, что вы сами захотели стать защитником!

И правильно сделаете. Я был нападающим. Как правило, правым, так как в то время команды играли с тремя форвардами. Забивал много, был штатным пенальтистом. Но на одном из юношеских турниров, то ли «Надежда», то ли «Юность», тренеры не от хорошей жизни отрядили меня в центр полузащиты. А защитником меня сделал Янис Гилис. Еще в начале 90-х годов в составе ДЮСШ РФШ, когда по Союзу мы стали третьими. В то время для латвийского футбола это был фантастический успех.

- Для юных футболистов вы являетесь образцовым спортсменом, то есть всегда слыли режимщиком. Из-за чего, смею предположить, и стали долгожителем латвийского футбола…

Без этого нельзя. За своим здоровьем надо следить, тем более если ты профессионал. Пиво я попробовал в 24 года, когда оказался в венгерском клубе. Пробовал и курить, да сразу бросил. Это не для меня. Правда, травм избежать не удалось. Уже со счета сбился, сколько было операций на колене, было и сотрясение мозга, и нос ломали.

- В 1992 году вы вышли на поле стадиона Бухареста, где после восстановления независимости провели первый официальный матч в составе сборной Латвии.
Помните ту товарищескую встречу?

Конечно, помню. Помню, что играл бок о бок с такими мастерами, как Юрий Попков, Олег Алексеенко, Айвар Друпас, Раймонд Лайзан, что против нас вышли звезды европейского футбола Лэкетуш, Радучою, Стеля, Попеску. Ноги у нас не тряслись, страшно не было, а было желание не ударить лицом в грязь. Знал, что если что, старшие товарищи подстрахуют, выручат, где надо – подскажут.

- Самые памятные матчи в вашей карьере за сборную Латвии.

О первой своей игре я уже говорил. Как не помнить свой сотый матч с эстонцами или игры с турками, после которых мы впервые получили право выступить на в Португалии на чемпионате Европы – 2004! Такое не забывается. Вообще до сих пор матчи на Евро-2004 для меня как сон. Неужели я играл там, неужели это было явью?

- У вас были кумиры?

Поначалу это были атакующие игроки – Платини, Оганесян, Кипиани, Гаврилов, Газзаев, из наших – Канищев. Позже мне стала импонировать игра защитников, таких как голландец Стам или англичанин Кэмпбелл.

- Вы являетесь одним из наставников «Олимпа». Как вам тренерский хлеб?

Интересная и трудная работа. Пришлось поменять многое, начиная с режима дня и заканчивая каким-то психологическими моментами. Хотя, что скрывать, до сих пор тянет меня на поле. Видимо, не наигрался…

- Кто из тренеров для вас авторитет?

Литовский специалист Беньяминас Зелькявичюс, за которого я рад – его «Металлург» стал обладателем Кубка Латвии. Уважаю Романа Григорчука, своей преданностью футболу надо поучиться у Юрия Попкова. Если брать зарубежных тренеров, то на первое место ставлю двух – Жозе Мауринью и Фабио Капелло.


Написать комментарий