Наш человек в Риге

Встретив в Риге настоящего латгальца Яниса Урбановича, лидера Партии Народного Согласия и сопредседателя объединения «Новый центр», не удержался и задал ему волнующие меня вопросы. Многие ответы звучали в унисон с моим настроением. А с Вашим?

О СЕМЬЕ, ЛАТГАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ

Вы все время в пути между Ригой и Латгалией, у Вас напряженная работа в Сейме, председательство в партии. Много ли остается свободного времени?
bq. Мало. Это привычное состояние. Но немного времени все же есть. На дом, семью хватает. Люблю вместе с ними выбраться в лес по грибы. Люблю природу. Я же деревенский, и нет для меня ничего лучше, чем обычные деревенские запахи, общение с хорошими соседями.

Много ли для Вас значит семья?
bq. Конечно. Для меня нет ничего более ценного. Она восстанавливает силы, потраченные на работе: нескончаемым потоком ко мне идут люди, которым надо помочь. Каждый со своей проблемой, историей, несчастьем. И я не могу, а главное – не хочу отказать никому, ведь они верят в меня, в то, что их избранник поможет. И если бы не семья – не справился бы.

Латгалия – Ваша Родина. Болит ли сердце из-за того, что у региона сейчас не самые лучшие времена?
bq. Да. К сожалению, мы сейчас живем в политическом тупике, а из-за него – и в экономическом. «Забор» между Латвией и Россией, построенный в Риге и Москве, не дает нам возможности развиваться и дойти до тех вершин, которые мы можем достигнуть. Для того чтобы поменять положение у нас – в Даугавпилсе, Резекне, Балви, Зилупе, Лудзе, Краславе, Прейли, нам нужно менять «погоду» в Риге. Без этого работать тем активным людям, которых в Латгалии немало, невозможно. И менять надо отношение Риги не к Латгалии, а в первую очередь, к России. Когда мы добьемся снижения градуса отношений между нашими странами, мы окажемся в центре активных двусторонних экономических отношений. И наш регион неминуемо пойдет вверх в своем развитии, став посредником между Европейским Союзом и Россией.

К тому, же города нашего края могут стать не только промышленными центрами и центрами логистики, но и образовательными. В наш Даугавпилсский университет или Даугавпилсское отделение БРИ смогут приезжать учиться из близлежащих регионов соседних стран. А развитие городов, в свою очередь, даст толчок и развитию всего региона.

А как добиться потепления отношений между странами?
bq. Сделать это очень просто. Латышам и русским, белорусам и латгальцам надо прекратить позволять «разводить» себя рижским политикам. Когда мы поймем, что развитие страны во многом зависит от потепления отношений между нами, когда каждый из нас перестанет кивать в сторону оппонента, а сам сделает первый шаг, тогда и только тогда можно будет сказать, что народ Латвии повзрослел, а значит, может полноценно работать на благо своего государства. Именно это и приведет к конструктивным взаимоотношениям с Россией.

А в чем причина таких нелепых взаимоотношений между некоторыми представителями разных национальностей?
bq. В том, что это выгодно отдельным политическим силам, которые никак иначе не могут «въехать» в Сейм. Вот они и стравливают нас. И получается, что уже выросло поколение, которое, благодаря подобной пропаганде, готовит себя к некой миссии мести за какие-то старые обиды. Из-за этого мы становимся похожи на автомобилиста, который вместо того чтобы смотреть вперед, все время оглядывается назад, пытаясь там найти что-то, чего там нет по определению. И выходит так, что любая канава, любое препятствие становится непреодолимым для него. Это очень плохо, потому что страдают из-за этого не только конкретные люди, но и вся страна.

Тут отдельным латышам не хватает понимания того, что поиск исторической справедливости и обидчиков среди ныне проживающих соседей – это путь в никуда. А некоторым русским недостает осознания того, что ни одну проблему в Латвии нельзя решить не договорившись с латышами, а заставив их, то есть не убеждением, а массовыми шествиями. Единственный путь к процветанию страны – это диалог с целью достичь согласия. Хорошие взаимоотношения между народами, населяющими наше государство – основной инструмент достижения активного развития и самая главная задача нашей партии и объединения «Новый центр».

Слова – это хорошо, но как достичь такой интеграции?
bq. Если наша программа – это скорее глобальное видение будущего Латвии, то наше объединение – это шаг к такому будущему, пример подобной интеграции. У нас есть и латыши, и русские. И мы внутри ведем диалог, создаем наше общее будущее. Что особо приятно – что с каждым днем, месяцем, годом, нас становится все больше, а значит – мы на верном пути.

СКОРО ВЫБОРЫ

Каковы перспективы Вашего объединения на выборах?
bq. Несомненно, мы будем в Сейме, но насчет точных результатов загадывать не стану – время покажет. Считаю, что у нас есть достаточно сил, чтобы стать одними из тех, кто будет формировать следующее правительство.

С кем готовы сотрудничать ради достижения своих целей?
bq. Нет никого, с кем мы не хотели бы сотрудничать. Это наш принцип: основа будущего Латвии – сотрудничество. Особенно для тех, кто недолюбливает друг друга. Чтобы объяснить свою и понять позицию оппонента. Но ясно, что мы не можем быть в правительстве вместе с теми, кто разжигает национальную рознь с людьми, для которых антипатия строится на том, что человек просто чем-то отличается от него, имеет немного другие ценности и культуру.

Уже сейчас благодаря нашей политической работе мы добились того, что существует правительство, которое зависит от нас. Это не позволяет нам решать все задачи, но самые важные нам уже под силу. Например, благодаря этому мы можем минимизировать тот вред, который могли принести националисты разных толков, вроде «ТБ»/ДННЛ. Нашей заслугой является и практически полное освобождение пенсий от налогов. Многое было сделано, а впереди дел еще больше.

Тем более что сотрудничая таким образом с правыми, мы приучаем их к тому, что не только можно, но и нужно иметь дело с теми политиками, которые приходят в Сейм в большей мере голосами русскоязычного населения. А вывод из этого можно сделать один – мы без пяти минут в правительстве. Сейчас мы туда не хотели входить, потому что это правительство несет ответственность за многие вещи, сделанные за четыре года. Ту ответственность, которую мы не желаем разделять с ними. Но после следующих выборов мы будем там.

Похожие на ваши цели ставит и объединение «ЗаПЧЕЛ». Есть ли между вами существенная разница?
bq. «ЗаПЧЕЛ» активны, говорят верные вещи. Но мы не можем рассчитывать, что от разговоров о наших проблемах в Брюсселе, Москве или даже у себя трудности пропадут сами собой. Поэтому, в отличие от них, мы приступили к практической реализации всех этих постулатов.

Как относитесь к тому, что два крупнейших русскоязычных издания прямо заявили о своей поддержке определенной политической силы?
bq. Ну… флаг им в руки. Это их право и их выбор.

Конечно, это затруднит нашу возможность общаться со своим избирателем, но думаю, что существенных потерь мы от этого не понесем. Потому как наш избиратель – не дурак. Он без чьей-либо помощи сможет сделать шаг в правильном направлении. Это тот человек, который не только знает, что в этой стране можно изменить ситуацию к лучшему, но и понимает – пришла пора сделать это.

У Вас были инициативы по изменению избирательного закона. Какие?

У нас в стране выборы проходят так, что голосуя, ты не всегда знаешь и понимаешь, за кого ты отдаешь свой голос. И депутат не знает, кто конкретно его избрал. Поэтому первый закон, который мы будем предлагать после выборов – переход на одномандатные округа. Один округ – один депутат. И ввести возможность отзыва депутата: не справился выбранный нами депутат – собрали подписи, и пусть отправляется обратно картошку копать. Пусть знает, кто его нанял и чьи интересы он должен отстаивать.

БУДУЩЕЕ НЕ ЗА ГОРАМИ

Что может дать толчок развитию Латвии? Какой главный козырь есть у нас по сравнению с другими странами Европы?
bq. Многие, отвечая на это вопрос, говорят, что нашим главным преимуществом является географическое положение. Но я заявляю, что оно не будет работать, если не будет другого фактора, нашего главного плюса – большого количества русских латвийцев.

Для сохранения этого фактора надо убрать все дискриминационные законы, чтобы прекратилось деление на своих и чужих, чтобы остались только «Мы». Сделать так, чтобы каждый житель Латвии мог с гордостью сказать: «Я – Латвиец!» Инструмент для продвижения в эту сторону есть только один – диалог.

Не было бы лучше, чтобы все были латышами, только некоторые – русского происхождения? Как, например, в США, где американцы-то разные есть – итальянцы, французы, китайцы. Может, в этом их сила?
bq. Может быть, но мы пропустил
и тот момент, когда это было возможно. Выстроили стену между разными народностями, населяющими страну. Одним махом это сделать уже не получится.

Ваше объединение возглавляет достаточно молодой политик –  Нил Ушаков. С чем это связано?
bq. Наше объединение нацелено не на вчерашний день, а на будущее. Поэтому руководство объединением мы доверили тем людям, которые факел наших идеалов будут нести дальше – в будущее. Почему мы это сделали сейчас? Чтобы дать возможность обкататься, набить шишек, понять на своем опыте – как это. Ведь вместе с Нилом пришла целая компания молодых. Тех, кто хочет и будет жить в новой процветающей Латвии.

Мы же, в свою очередь, никуда не уходим. Будем рядом, если надо будет подстраховать или помочь советом. Но молодым надо дать дорогу, пусть даже они будут ошибаться в чем-то. И потом – за одного битого двух небитых дают. Так что если ты молод и хочешь изменить страну к лучшему, то присоединяйся – нам по пути.

Спасибо за интервью.

29.06.2006 , 17:46

ДМИТРИЙ АВСЕЕНКОВ


Написать комментарий