Собственность без собственника Что мешает повышению рыночной стоимости старого жилья?

Дом можно сравнить с человеческим организмом. В двадцать лет вам достаточно хорошего питания и правильного режима. Но уже в тридцать вам приходится открывать двери врачебных кабинетов все чаще — то дырка в зубе, то головные боли. 40, 50, 60 лет... Не будем о печальном. Так и здание. Пока оно новое, большинство жильцов довольны уровнем комфорта, который оно предоставляет. Однако и у дома имеются свои "голова", "скелет", система терморегуляции и т.п., которые с годами все чаще необходимо "лечить".

Неумолимо приходит время, когда необходим капитальный ремонт, когда нужны инвестиции, которые позволят сохранить рыночную стоимость здания. Однако возможно не только сохранить ее, но и приумножить. Речь идет о мероприятиях по повышению энергоэффективности зданий. Но у жилого дома, в отличие от человеческого организма, много хозяев. И нужна заинтересованность каждого, а также его согласие на работы по реновации. Однако на практике часто происходит так, что владельцы квартир попросту игнорируют общие собрания, посвященные решению этого вопроса. Между тем до сих пор 71% жителей Латвии живут в домах, построенных до 1992 года, которым в большей или меньшей степени необходима реновация.

Каким образом в нашей стране люди стали владельцами недвижимости? Годами копили деньги, брали кредиты? Отнюдь нет. Сертификаты, по сути, не имели эквивалента материальной стоимости. Они давались за годы, прожитые в Латвии. Поэтому чисто психологически многие решили, что жилье досталось им бесплатно. В результате сознание собственника не сформировано. Жильцы зачастую не осознают свою собственность ценностью, к которой надо и соответственно относиться: беречь, устранять недостатки.

Насколько будет эффективна лекция на французском языке для школьников, которые начали его учить? Хорошо, если они смогут понять отдельные слова. Похожая ситуация сегодня сложилась и вокруг фирм, обслуживающих дома. Они говорят с жильцами о реновации, энергоэффективности и т.д. на пока непонятном для тех языке. Главная проблема на сегодняшний день состоит в том, что управляющие должны донести до жильцов информацию, переварить которую те еще не готовы.

Парадоксов сюда прибавляет и законодательство. Ответственность за хорошее техническое состояние и обслуживание многоквартирного дома законом возлагается на управляющего. Но ведь он не является хозяином этой недвижимости.

Существующий жилой фонд будет и дальше с каждым годом терять свою рыночную стоимость, если владельцы квартир не станут мыслить и действовать в соответствии со своим статусом собственников. Увы, не все те, кто сегодня вынужден жить в старом жилом фонде, могут позволить себе приобрести квартиру в новом проекте. Исследования показывают, что в Латвии 185 тыс. домохозяйств тратят в месяц на электричество до 2 Ls. И это не показатель экономии. Это объективный показатель уровня жизни в государстве. Поэтому надежды на то, что дома, отслужившие 30, 40 и более лет, вскоре нам не понадобятся, лишены основания.

ЦИФРЫ и ФАКТЫ

Исследования показывают, что в Латвии 185 тыс. домохозяйств тратят в месяц на электричество до 2 Ls.

И это не показатель экономии. Это объективный показатель уровня жизни в государстве.

КСТАТИ

О том, как в правительстве ЛР относятся к энергоэффективности жилого фонда страны, свидетельствуют результаты раздела 4 млрд. EUR, обещанных нашему государству в 2007—2013 годах из структурных фондов ЕС. При дележе европейских денег было урезано 35 млн. EUR, которые были зарезервированы на повышение энергоэффективности.


Написать комментарий