Стеклянные фантазии Гризинькалнса

Волшебная хозяйка самой высокой рижской горы показалась гостям выставки

В Доме Менцендорфа проходит выставка художественного стекла “Стеклофантазии”. В роли ее автора и главного “фантазера” выступает журналист и писатель, совладелец стекольного завода Гризинькалнс Ромен Уман. Тематика работ не такая уж нереальная: здесь присутствуют проблема алкоголизма в семье, критические дни, однополая любовь, представлена также ироничная коллекция фаллосов — с крылышками, с ушками и с хоботом, в виде морячков, джентльменов в котелках и даже кактусов.



“Чтобы быть мэтром, надо быть наглым!”



Более сорока лет назад после окончания факультета журналистики судьба занесла Ромена на стекольный завод, называвшийся тогда Коммунар. Бессменный его сотрудник, Уман с гордостью подчеркивает: предприятию уже больше 130 лет. Он знает весь процесс от и до, совершенствует его, внедряет новые технологии, экспериментирует, пытаясь решить главную экономическую проблему — как в условиях ограниченных возможностей удовлетворить неограниченные потребности. Результат налицо: работают семь бригад, заказы постоянно поступают из Италии, Швейцарии, Франции, Австрии. Без хитрости здесь не обойтись, конечно. Так, Ромен отправился на разведку на остров Мурано, где производится знаменитое венецианское стекло. Прикинувшись рядовым туристом, но весьма назойливым, он спрашивал о процессе изготовления, пытался проникнуть в технические помещения. Когда, наконец, он надоел работникам завода и за ним перестали следить, наш путешественник внимательно изучил итальянский подход к делу. Шпионские страсти закончились очень даже успешно — Ромен выведал некоторые секреты температуры и состава. Теперь утверждает: “Чтобы быть мэтром, надо быть наглым!”
И добавляет: “Поэтому никого из профессионалов я не пускаю в свои владения”. Надо признать, что местный стекольщик и сам великий новатор — в ходе работы открыл несколько ноу-хау и запатентовал их. В частности, способ изготовления прорезей в сплошной массе стекла и нанесение цветного песка, известное под названием “павлинье перо”.

Поэт и цветочник



“Можно пахать, можно работать, а можно творить”, — рассуждает Ромен. До последнего сам дошел всего три года назад. Он признается, что идеи и возможности их реализации приходят ему иногда во сне. Так родились стеклянные “умки”. Имя белого медвежонка из советского мультфильма “Умка” созвучно с фамилией автора. Вот “умки” и стали его визитной карточкой. А толчком к творчеству послужил фильм режиссера-документалиста Ансиса Эпнерса Ugunszeme, сценарий к которому написал наш герой.

В готовой картине он увидел, что стекольное ремесло механизации не поддается, и это его вдохновило.
Профессия стекольщика, по мнению Ромена, никогда не вымрет. “Даже самая современная машина не заменит чутких и быстрых рук человека, которые за пятнадцать секунд способны горячую расплавленную массу превратить в шедевр”. Этот процесс профессионал называет поэтически — “сиюминутной сюитой”. Ромен действительно стихотворец — у него вышло уже восемь сборников стихов. На международном конкурсе русских поэтов в мае прошлого года он занял первое место. Теперь отправится в Лондон на всемирное состязание.

А самым большим признанием себя как отличного мастера стекла Ромен считает такой случай. Когда-то шел он на свидание с цветами в руках. Прохожий на улице остановил его и спросил: “Где ты такие красивые купил?”, а этот свежий букет он сделал сам.

Раскроем карты?



Хотя все, что вы только что прочитали о трудностях изготовления стеклянных изделий, возможно, чистой воды блеф. Согласно бумаге, найденной мною на заводе, простой латышский паренек по имени Гризиньш полюбил на свою голову высокомерную волшебницу, живущую в недрах большой горы. И вот, дабы завоевать ее сердце, он выполнил желание красавицы: изо всех сил рыл к ней туннель — да так, что песок превращался в прозрачные камушки. Увлекшийся этим занятием юноша позабыл про свою прекрасную любовь. Это оскорбило девушку до глубины души, и она превратила его в стеклянного человека. И вот стоит он у подножия горы и до сих пор пытается разжалобить гордую волшебницу, а слезы раскаяния превращаются в чудные стеклянные предметы. И назвали то злополучное место с тех пор Гризинькалнсом. Так вот кто на самом деле работает — такому трудяге следует и памятник поставить! Вот Ромен это и сделал — разумеется, из стекла. И конечно же, на территории самого завода. Вскоре он заметил, что его “коллега” Гризиньш пользуется огромной популярностью среди женщин. Обступили его тетеньки, рассматривают, историю его читают и восторженно переписывают, восклицая: “Наконец-то мы узнали, откуда у горы такое название!”

Достоин же такой легендарный Гризиньш счастья?!



И вот под Новый год главный Дед Мороз Ромен Уман преподнес юноше прекрасную спутницу — стеклянную Гризеллу! При такой радости чего уж тут плакать латышскому пареньку. Только надеемся, что и без его слез работа на заводе Гризинькалнс продолжится полным ходом и все новые и новые стеклофантазии будут удивлять нас.

21.02.2006 , 10:07

Телеграф


Написать комментарий