17 ноября в Центре Ротко открываются четыре новые выставки 2

17 ноября в Центре Ротко в Даугавпилсе откроются четыре новые выставки: «Солнечная песня» (Дзидра Эзергайле), «Звучание тишины» (Инесе Лиецкалниня), «Le moment supreme» (художественная фотография Мануэля Шредера) и «ORIGIN» (Неле Зирните).

Выставку «Звучание тишины» можно осмотреть до 20 декабря, а «Солнечная песня» «Le moment supreme» и «ORIGIN» - до 17 января.

Дзидра Эзергайле

СОЛНЕЧНАЯ ПЕСНЯ

Куратор выставки, искусствовед Эва Лижбовска Ротченкова:

Дзидра Эзергайле (1926-2013) – невысокого роста, худощавая женщина с хрупкой фигурой и согнутой под бременем жизни спиной, но всегда добродушная, сердечная, одаренная искренней улыбкой и сверкающим взором – она принадлежала к поколению художников, которые расцвели в сложные послевоенные годы. Художница прожила долгую, интересную и творчески насыщенную жизнь, выдержав немало испытаний, упрямо и целенаправленно посвящая себя искусству.

После окончания Рижской 2-ой средней школы, Дзидра Эзергайле поступила на факультет архитектуры Латвийского университета, где проучилась три года, до присоединения к факультету инженерных наук в 1951 году (позднее факультет архитектуры был восстановлен). Не желая продолжать обучение с инженерами, она перешла в Академию Художеств на отделение графики, которое было запасным вариантом на случай если бы она не была принята в архитекторы. Обучение в академии пришлось начинать с первого курса, чтобы освоить все техники графики. После окончания академии ей предложили работать оформителем в редакции журнала «Женщина Советской Латвии», где художница трудилась до самой пенсии. Однако, в свободное от основной работы время, Дзидра Эзергайле создавала графические работы, главным образом в технике офорта, ксилографии и линогравюры. Работы художницы хранятся во многих музеях и в частных коллекциях.

Центральным лейтмотивом работ является природа, выраженная в народных песнях и чувствах предков. Несмотря на господствующий в советское время метод социалистического реализма, который навязывал всем художникам восхвалять счастливую жизнь советского человека, Эзергайле никогда не подчинялась этим стандартамю Она искала себе убежище в древнем наследии латышского народа, поэтическом чувстве природы, которое, по большому счету, реализовывала в пейзажах и натюрмортах.

«У Бориса Виппера [1888 – 1967; искусствовед] для латышского искусства было специальное обозначение – сказочный реализм. Он существует еще и сегодня. Его нельзя изгнать, так как он в нашей крови. (..) Основой всего у латышей была работа. Надо было забыться, поэтому пели. (..) Каждое лето я жила в деревне. Только две зимы жила в деревне. Пурвитиса я видела в детстве – пейзаж. «Сказочный» - потому, что нашу мифологию надо знать. Позднее Скалбе, изучив народные сказки, писал свои. Эта традиция запрограммирована.»

Из беседы Эвы Ротченковой с Дзидрой Эзергайле; 26.05.2008

Поэтика латышских народных песен и Солнце, выраженное как символ материнской любви, света, тепла и сохранения жизни, часто были центральным образом в работах художницы, для которой характерна строгая, рациональная ритмика линий, а композиции работ заставляют менять основы архитектонического мышления Дзидры Эзергайле. «Ритмы песни», «Солнышко», «Солнечные кольца», «Солнечный путь», «Колодец», «Мельница», «Фольклорный мотив» - только некоторые названия, которые отражают сказочное мышление художницы, выдвигая на передний план осознание латышской идентичности через простые архетипичные образы народных песен. Для художницы органичны эти формы выражения и мышления: с раннего детства, когда лето проводилось на природе, наблюдая за ее ритмами, вслушиваясь в пение птиц, шум ветра, брызги воды и, вместе с теплыми лучами солнца, впитывая любовь и энергию природы, которой, в свою очередь, делиться с другими до конца своих дней.

Жизненный опыт предков, который через народные песни из поколения в поколение передается как обобщение коллективного архетипичного сознания, сохраняет связь с вечностью. Редуцированные до простых форм (солнце, месяц, звезды, вода, колодец, человек, деревья), эти глубокие знания визуализировались в работах художницы, позволяя также зрителям приблизиться к латышской мифологии, в которой не только сказки и предания, а воплощение общечеловеческих ценностей.

Неле Зирните

ORIGIN

Эва Ротченкова, искусствовед:

Персональная выставка Неле Зирните "Origin" в переводе с английского языка означает «Начало» и является посвящением всем художникам общества «Гильдия офорта», которые вместе с Неле продолжают лелеять офорт и дают новое дыхание древним техникам, одновременно сохраняя традиции.

Работы, которые представлены на этой выставке, знаменуют начало нового этапа в творческой жизни Неле Зирните, привнося еще больше красочности, жизненности и многослойности. Исключительно высокохудожественный уровень работ Неле Зирните, который достигнут в результате долгих экспериментальных процессов, чтобы получить нужный результат, околдовывает и ведет взгляд все глубже, разрушает границу между объемом и плоскостью, временем и пространством.

Неле Зирните родилась в Литве, 27 мая 1959 года. С 1978 по 1982 год училась в Вильнюсском художественном институте, а в 1982 году Неле переехала на постоянное место жительства в Латвию и продолжила обучение в Латвийской Академии художества на отделении графики (до 1984 года). Неле Зирните получила квалификацию художника-графика и педагога. С 1988 года она член Союза художников Латвии. В 2000 году в Латвийской Академии художеств получила степень магистра искусств. С 1999 по 2005 и с 2008 по 2013 года была членом правления Союза художников Латвии. В латвийском искусстве художница ведет активную выставочную деятельность, работает в общественной организации Союза художников Латвии «Камера графики», а также руководит мастерской офорта Союза художников Латвии.

Наравне с творческой работой занимается и педагогической деятельностью. С 1995 по 2003 год она работала преподавателем Латвийской Академии художеств, а с 1995 года - Латвийской Христианской Академии. Художница принимает активное участие в общественной жизни – руководит и координирует проекты («Лицо графики», «Преодоление плоскости», «Крепкая вода»), целью которых является возможность заинтересовать и привлечь широкую общественность к получению знаний в области техники графического искусства.

Инесе Лиецкалниня

Звучание тишины

Инесе Лиецкалниня родилась в 1954 году. Искусство изучала в Рижской средней школе прикладного искусства (1970-1974), а также в Латвийской Академии художеств (1974-1980). Инесе Лиецкалниня активный член общества Камера графики, график и художник-витражист, участница выставок графики в Латвии и за рубежом. Художница организовала несколько персональных выставок.

Своими работами художница приглашает отвлечься от суеты, так как у каждого рядом есть человек – живой человек со своей уникальной душой, с неповторимым видением мира, живыми чувствами и своим ветром! Инесе Лиецкалниня говорит о сегодняшней эмоциональной изоляции человека, об отчужденности, безличности в общении людей.

Литография, как графическая техника плоской печати, изобретена 217 лет назад, но по-прежнему актуальна и используется постоянно всеми поколениями графиков в их творческих исканиях. Также и в Латвии есть литография, ее мастера и графики, выбравшие эту технику, создают идеи, чувства и эстампы. Самая большая мастерская литографии в Латвии, которая объединяет графиков и других художников, работающих в технике литографии, это общество Камера графики. Целью художницы Инесе Лиецкалнини и общества Камера графики является привлечение большего внимания к искусству графики и литографии, как к уникальной технике графики в художественном пространстве Латвии.

Le moment supreme

Художественная фотография Мануэля Шредера

Ангела Вилмс, доктор искусствоведения, публикация 2010:

Часто показывает приземленное, давно знакомое, через новую призму, в необычном свете. В едином звучании смешиваются воспоминания и действительность, и именно о местах, которые в настоящее время претерпевают изменение значения в их функции.

Это явление различных качеств восприятия и направляет художника Мануэля Шредера в его работе. В его фокусе - символическая власть того, что, на первый взгляд, очевидно. Проект сосредотачивается на специальных местах, значение которых изменилось в последние годы. По внешнему виду они все еще соответствуют своей прежней функции, а также, свойственному тому времени характерному дизайну. Эти места атмосферно сжаты напряженностью их прошлого и настоящего облика. Они вдохновляют и рождают ассоциации. В фотосъемке Наивысший Момент Мануэль Шредер имеет дело с реальностью этих мест и работает с формами, которые соответствуют изменчивости наших воспоминаний.

Источник света освещает объекты диффузно или выборочно. Постановка освещения позволяет широкий диапазон модулирующих интервенций. Он устанавливает тон и сосредотачивает наше внимание на игре с тенью в определенных сегментах. Свет для Мануэля Шредера важен в работе над многими аспектами памяти и ее богатого спектра между превосходной ясностью и неуверенным, размытым пятном.

Отобранные объекты являются рабочим местом, источником тем и выставочного пространства. Они генерируют энергию, которая может провоцировать изменение места. Они - видимый мост между прошлым и настоящим. История социального развития. В своих работах Мануэль Шредер продолжает развивать и создавать многогранный символ и сильную структуру, которая включает в себя и зрителя.

Фотографии Мануэля Шредера свидетельствуют о большой чувствительности к разнообразию городской жизни. Как фотограф, он отправляется на поиски подсказок, сосредотачиваясь на повседневном, на вид, ничем не примечательном. Он раскрывает несоответствия. Как художник, автор и лектор, в социальной фотографии он привлекает наше внимание к неравенству между городской архитектурой и строителями. Он отображает, с какой небрежностью были принесены в жертву в городском пейзаже ощущение теплоты, коммуникация и службы безопасности. Его картины - результат интуитивного подхода и точное чувство особого момента в кажущейся сложной конструкции.

В работах Мануэль Шредер берет необычную перспективу и показывает ничем не захватывающие, банальные виды и сцены как художественные образы. Их общий голос рассказывает одну историю об одиночестве в толпе в городской окружающей среде. В его названиях игра с неоднозначными значениями терминов, что вызывает сеть ассоциаций и опрокидывает смысл знакомых вещей. Шредер высмеивает ожидание вознаграждения и принятии желаемого за действительное и сталкивает их с неожиданными предложениями. С помощью фотографии, видео, инсталляции и перформанса он стремится к новому осознанию восприятия знакомого. Он проясняет в какой мере наше поведение и воспоминания формируются в процессе взаимопроникновения сознательных и подсознательных способов видеть субъективную интерпретацию.

Отметим, что 18 ноября, в честь Дня провозглашения Латвийской Республики, Даугавпилсский Арт-центр им. М.Ротко предлагает посетителям по особым праздничным ценам посетить 7 выставок нового выставочного сезона.

Все выставки нового сезона (НОЯБРЯ, ДЕКАБРЯ, ЯНВАРЯ), которые откроются в секторах B, C и D накануне праздника 17 ноября 2015 года, можно будет посетить по цене 1,50 EUR, а постоянную экспозицию « Марк Ротко. Жизнь и творчество» (сектор А) можно будет посмотреть по цене 3,00 EUR. Стоимость общего билета на все выставки – 4.50 EUR.

18 ноября 2015 года Арт-центр им.М.Ротко  будет работать с 11.00 до 17.00.
 


Написать комментарий

С какой стройки столько кирпичей уволокли?

Это остатки окаменевшего дерьма после диттоновских работяг,любовно покрытые лаком местным таланливым художником Марисом Чачкой.

Написать комментарий