В течение 10 лет допинг будет легализован

В этом уверен российский эксперт

Допинг в спорте будет легализован в течение ближайших 10 лет, считает спортивный обозреватель и теоретик, мастер спорта по легкой атлетике, кандидат наук Андрей ПОЛОСИН, ответивший на вопросы Новой газеты.

70 смертей за 3 года

— Андрей, все знают, что многие спортсмены принимают допинг. Более того, все знают, что всем это известно! Так почему же мировое сообщество до сих пор старательно делает вид, будто допинг — это исключительно и плохо, ведь “чистого” спорта в реальности давно не существует!..

— Для начала несколько примеров. 29 февраля 2004 года в киевской команде “Арсенал—2” во время тренировки, прямо на поле, умер 18-летний футболист Андрей Павицкий. А за полтора месяца до этого команда так же трагически потеряла еще одного своего игрока — Шалву Апхазаву. Тут же в прессе появились материалы, что причиной смертей стали эксперименты руководства команды с допингом. На международном конгрессе спортивных врачей была объявлена потрясающая цифра: за последние три года в Европе умерло 70 (!) футболистов—юниоров в возрасте 14-18 лет!

Но умирают не только юниоры, уходят из жизни и более взрослые спортсмены. Оливер Петти умер на поле в 1987 году. В сентябре 1990-го скончался Дейв Лонгерт, игрок английского клуба “Йорк”. С 1999 по 2001 год умерли четыре румынских футболиста. С 1998 по 2001 год на поле скончались два нигерийца. В Бразилии на тренировке почувствовал себя плохо 20-летний Максимильяно Патрик Феррейра. Он был доставлен в госпиталь, где скончался. В 2003-м умер полузащитник сборной Камеруна Марк-Вивьен Фоэ прямо во время матча между сборными Камеруна и Колумбии…

Дело в том, что футболисты применяют препараты, которые увеличивают кровоснабжение мышц, то есть их насыщение кислородом. Самые известные — эритропоэтин и дарбопоэтин. Спортсмен становится более выносливым. При медицинском применении эритропоэтин безвреден — его даже недоношенным детям вводят, но в спорте его применение опасно, потому что, повышая количество гемоглобина в крови, препарат увеличивает вязкость крови. Спорт связан с потерей жидкости организмом, и в какой-то момент кровь становится настолько густой, что эту жижу сердце просто не может прокачать. Результат — смерть. Обнаружить этот допинг очень сложно, потому что из организма он выводится за 4-5 дней, и следов эритропоэтина не остается ни в крови, ни в моче. Но действие его продолжается в течение еще трех-четырех недель. И поэтому спортсмены используют допинг во время межсезонья. Они рассчитывают, что за неделю до соревнований закончат применять стимуляторы и в использовании допинга их не уличат.

— И в каких же видах спорта более всего применяется допинг?

— Во всех. Николай Дурманов — глава Российского антидопингового комитета — в одном из интервью сказал, что игровые виды спорта менее “допингизированы”, чем индивидуальные. Я вам только что перечислил “падеж” спортсменов в футболе — игровом виде спорта. Можете себе представить, что тогда творится в легкой и тяжелой атлетике, в гимнастике и т.д.?
Но спортсменов тоже понять можно, и тот же Дурманов это прекрасно объяснил: “Сегодня спорт — огромные деньги”.

Идеи Кубертена
извратил Самаранч



— А разве раньше было не так?

— Раньше — это когда?.. Знаете, отчего погиб древнегреческий олимпийский спорт? Из-за денег. Греки начали давать победителям своих Олимпиад не только лавровые венки, но и большие деньги, и началось: подкупы судей, обман… Когда Кубертен возрождал олимпийское движение, после того как его загробили греки, он написал массу высоких слов о человеческой гармонии и красоте. Первое время действительно так и было. Однако беда того периода состояла в том, что олимпийский спорт был затратен. После знаменитой Монреальской олимпиады 10 лет долги не могли отдать… А потом пришел Самаранч, и все Олимпиады стали окупаемыми.

Как талантливый предприниматель, Самаранч привел в спорт большие деньги — от рекламы, от телевидения, от фирм-спонсоров… Это спасло олимпийское движение от финансового краха, подстегнуло развитие спортивной индустрии… Именно Самаранчу мы должны быть благодарны за то, что теперь каждый год десятки фирм выпускают новые модели шиповок, спортивных снарядов, лыж, велосипедов…

Спорт стал индустрией. Спортсменам начали, как когда-то в Греции, помимо почетных медалей, давать огромные призовые деньги. Разрешили спортсменам-профессионалам выступать на Олимпийских играх — это был революционный переворот.

История повторилась: спорт выродился — превращение олимпийского спорта в шоу-бизнес полностью поменяло всю структуру, цели и задачи спорта. И поскольку бизнес требует достижения результатов любыми путями, нужно ждать скорой отмены запрета допинга. Можно даже прикинуть, когда это случится… Менее 20 лет потребовалось Самаранчу для окончательной коммерциализации олимпийского спорта. Исходя из этих темпов можно ожидать, что в течение 10 лет — то есть двух последующих Олимпиад — будет принято кардинальное решение о легализации допинга, потому что уже сейчас проведение допингконтроля обходится дороже, чем проведение самих соревнований.

Соревнования на первенство Москвы по легкой атлетике на 500 участников без допингконтроля стоят примерно 50 000 долларов. Это соревнования на хорошем стадионе, с положенными несколькими десятками судей, электронным хронометражем… А одна полная допингпроба стоит 1500 долларов на человека. Минимальный же допинганализ стоит 200 долларов. Но это минимальный — он может отловить только самые примитивные, давно известные допинги. И все равно даже минимальный допингконтроль обойдется в 100 000 долларов, если в соревнованиях участвует 500 человек. Вдвое дороже самих соревнований. Полный допингконтроль будет стоить уже 750 000 долларов! Никакая коммерция покрыть такой довесок не сможет. Допингконтроль превратился в тормоз для развития спорта.

Борьба с допингом выгодна сейчас только самим борцам с допингом.

Разрешать —
так уж все!



— Но ведь у допинга, наверное, есть и отрицательные стороны?

— У каждой вещи есть свои плюсы и минусы. Вот аргументы против допинга… Есть такое определение спорта: “Спорт — соревновательная деятельность людей, осуществляемая по правилам”. Одно из следствий, вытекающих из этого определения: все спортсмены должны быть в равных условиях. А если у спортсмена из богатой страны допинг нового поколения, который эффективнее и не ловится, а у спортсмена из Африки — старого поколения, менее эффективный и легко определяемый, то о каком равенстве идет речь? Тогда побеждают технологии, а не люди. Это первое.

Второе. Олимпийский спорт живет по заветам Кубертена, и поскольку спорт не является войной, его цель — совершенствование и гармоничное развитие человека. Цель боксерского или футбольного поединка не убийство, а демонстрация своего мастерства и таланта. И если во время демонстрации таланта люди гибнут, это производит на зрителей тяжелое впечатление. А такое бывало неоднократно. Допинг превращает арену красоты в арену смерти.

Третье. Многие допинги вредят здоровью — их длительное применение вызывает рак, импотенцию, может отрицательно влиять на потомство. Спрашивается: зачем обществу поощрять занятия, которые делают людей уродами, инвалидами?

— А аргументы за допинг?

— Они аналогичны. Поскольку “спорт — соревновательная деятельность людей, осуществляемая по правилам”, то самый простой способ уравнять условия — заявить: тренируйся как хочешь, принимай что хочешь, главное — результат… Это первое.

Второй аргумент. Объем тренировочных нагрузок уже примерно 40 лет тому назад вышел на естественные биологические пределы человеческих возможностей — дальше физически развиваться уже невозможно: организм не успеет восстановиться после таких тренировок. Как помочь организму восстановиться? Сон, массаж, витамины, расслабляющие препараты…

Витамины — здесь уже начинается химия. От усталости в мышцах накапливается молочная кислота, и есть препараты, которые ускоренно выводят ее из мышц, помогая организму восстановиться. Допингом они не считаются. Почему? Отчего одни химические вещества, помогающие организму, являются допингом, а другие — нет? Это чистый волюнтаризм. Разрешать — так уж все!

Третье. Запас энергии в организме содержится в красных кровяных тельцах. Если у одного человека от рождения красных кровяных телец больше, чем у другого, этот человек имеет преимущество — позже устает, поскольку самой природой предрасположен к работе на выносливость. То есть самой природой спортсмены поставлены в неравные условия. Почему бы их не выравнять с помощью химии?

Впрочем, можно химию и не использовать… Перед стартом спортсмену в вену вводят его же собственные кровяные тельца, которые выделяют из ранее сданной им крови. Это не посторонняя химия! Это его же собственная кровь! Но она, в отличие от искусственных витаминов, почему-то считается допингом. Где логика?.. Если у спортсмена в крови перед стартом обнаруживают более 15 миллимолей красных кровяных телец на литр, его снимают с соревнований за допинг! Стало быть, повышать концентрацию кровяных телец с помощью шприца — незаконно. А без шприца? Законно! Есть законный способ повысить концентрацию красных кровяных телец в крови: тренировки на высокогорье. В условиях разреженного воздуха за две недели тренировок организм сам повышает содержание красных кровяных телец. Это уже допингом не считается. Где логика?

Четвертое. Да, допинг гробит здоровье, но каждый человек имеет право сам распоряжаться собственным здоровьем. “И если у меня, — как рассуждают многие выдающиеся спортсмены, — даже, в конце концов, откажут почки, это не страшно: операция по пересадке почек стоит 50 000 долларов. А я за время спортивной карьеры заработал миллионы. Я просто заменю почки на новые, донорские”.

Наконец, последний аргумент… Альпинизм без всякого допинга убивает больше людей, чем обычный допинговый спорт. Запретите альпинизм!

Впрочем, эти споры могут длиться бесконечно, но экономические причины приведут, я думаю, к легализации допинга в очень скором времени. Помяните мое слово…

КОММЕНТАРИЙ СПОРТИВНОГО ПРАКТИКА:


Нурбей ГУЛИА, 65 лет, мастер спорта по штанге:

— Я никогда не принимал допинг, просто потому что в мое время допинга не было. А жаль! Если бы я начал свою спортивную карьеру сегодня — с перспективой больших денег и титулов, — я бы обязательно принимал допинг! Без него вы вообще ничего не добьетесь! В зале, где я до сих пор тренируюсь, есть один парень. 12 лет он тренировался каждый день по несколько часов, благо жизнь сложилась так, что ему не нужно было работать. Он сидел на правильных белковых диетах, правильно отдыхал… И не мог выполнить норматив мастера спорта. В конце концов плюнул и стал принимать стероиды. Через два месяца с большим запасом сдал норматив!

Второй пример. Ходит к нам в зал один алкоголик. Худенький, маленький. Питается неправильно, работает на заводе, пьет водку, живет в общежитии. 43 года. Начал принимать стероиды, за 4 месяца выполнил мастера…

Говорят, что допинг вреден для здоровья. Но тренировки без допинга гораздо вреднее! Представьте себе: человек качается каждый день по 4-5 часов, выкладывается, губит сердце, полностью теряет иммунитет — на него чихнешь, он тут же заболевает. Организм просто не выдерживает перегрузок. Анаболические стероиды помогают спортсмену не загнать организм — резко сокращается время тренировок, падает нагрузка. Поэтому прием стероидов под врачебным контролем, с периодическими перерывами и чисткой организма менее опасен для здоровья, чем бездопинговые тренировки на измор. И гораздо эффективнее. Прошел трехмесячный курс — лег под капельницу, почистил организм… Не стероиды губят здоровье, а отсутствие чувства меры при их применении.


Александр НИКОНОВ,
Новая газета (www.ng.ru)

05.01.2006 , 10:05

Телеграф


Написать комментарий