Мажейкяй пытался оправдаться

В прошлый четверг "десант" литовского нефтеконцерна Mazeikiu nafta (MN), заручившись поддержкой экспертов международного нефтяного рынка, провел в Риге сразу две презентации — для латвийского правительства и латвийской же прессы. Цель интенсивной обработки госчиновников и массмедиа проста: разъяснить методику образования цен на нефтепродукты.

Еще одна цель: убедить латвийскую общественность в том, что MN не является монополистом на рынке стран Балтии, а при изменениях цен только следует тенденциям цен на мировом рынке, как и полагается нормальному НПЗ. Похоже, что латвийское правительство все же с изрядным скепсисом отнеслось к мнениям экспертов, поскольку уже в пятницу латвийский Совет по конкуренции “завел дело” на MN, подозревая литовцев в злонамеренном повышении цен на латвийском рынке топлива. Между тем завоз иностранных экспертов в Ригу представителям литовского предприятия дался непросто. По итогам прошлого года оборот Mazeiku nafta Tirdznieci­bas nams в Латвии составил 99,376 млн. Ls, прибыль после уплаты налогов — 346 тыс. Ls, предприятие реализовало на латвийском рынке 419 тыс. тонн нефтепродуктов, из них 228 тыс. тонн пришлось на бензин и 189 тыс. тонн — на дизельное топливо. На латвийский взгляд, цифры, может быть, и впечатляющие. Но для нефтяного рынка, где партия бензина в 70 тыс. тонн — стандартная разовая партия, такие объемы не вызовут ничего, кроме вежливого удивления. Экспертам и иностранным агентствам Латвия как рынок топлива неинтересна. Неудивительно, что эксперты не слишком мучаются местными особенностями, “привязав” нас к ценам региона самой что ни на есть Западной Европы. “Когда Россия сможет поставлять достаточное количество топлива европейского качества на экспорт, тогда, может быть, и будут введены котировки цен на нефтепродукты специально для балтийского региона. А пока вы географически ближе всего к Роттердаму и рынку Северо-Западной Европы”,— признался ДВ представитель агентства Platt’s, на котировки которого ныне ссылаются все — от маленьких бензоколонок до крупнейших оптовых поставщиков страны. Итак, на что же советуют обратить внимание международные эксперты при проведении расследования ценовой политики MN?

Точка на мировой карте

Mazeikiu nafta — предприятие, которое не является составной частью большой, вертикально-интегрированной нефтяной компании (во всяком случае, в настоящее время) и получает прибыль только от реализации продуктов переработки сырой нефти, которая, в свою очередь, закупается у других поставщиков по ценам мирового рынка. То есть является только одним звеном в цепочке производителей-поставщиков нефтепродуктов на мировые рынки.

В то же время эксперты отрицают и возможность какой-либо монополизации рынка продуктами Мажейкяйского НПЗ: “MN работает на большом, конкурентном региональном рынке. Предприятие закупает по рыночным ценам сырую нефть из России, а после ее переработки экспортирует бензин и дизельное топливо, а также продает нефтепродукты оптовым и розничным торговцам в странах Балтии по рыночным ценам. В ограниченном объеме MN работает как оптовый торговец, но в Латвии не включен в цепочку сетей розничной торговли”.

Акцентируется также факт, что с 2003 года цены на нефть в мире стремительно растут. И на глобальном уровне у нефтеперерабатывающего предприятия чрезвычайно ограничены возможности создания резервов. В результате растут и цены на продукты, и наценки предприятий. По существу, отметили выступающие, индивидуальный переработчик не может повлиять на наценки, поскольку их размер диктуется ценами рынка на сырую нефть и нефтепродукты. “Исторически прибыль была слишком мала, чтобы обеспечить соответствующую инвестиционную поддержку перерабатывающей отрасли. В 1980-1990 годы многие перерабатывающие предприятия были закрыты, поскольку большие нефтяные компании сократили соучастие в перерабатывающей отрасли. Повышенная прибыль нефтепереработчиков в настоящее время — фактор, способствующий инвестициям в нефтеперерабатывающую отрасль, и он помогает уравновесить этот период. В то же время, при разработке ценовой политики, цены на сырую нефть имеют большее значение, чем наценки предприятий. Так, в 2003 году наценки предприятий перерабатывающей отрасли были сравнительно невелики — около трех долларов за баррель (1 USD с учетом очередных расходов), в 2004-2005 годах наценки выросли примерно до пяти долларов после всех выплат. Однако наценки влияют только на 10% цены продукта, цены на сырую нефть составляют порядка 90% от средней цены продукта”,— говорится в исследовании консультационной компании Purvin & Getz.

14.11.2005 , 14:43

"Деловые вести"


Написать комментарий