РАЗБОЙНИКИ с сиятельными ИМЕНАМИ

Даугавпилсским городским судом вынесен приговор Филиппу Тумашевичу, а также его сообщникам Графу и Радже Яневичам по обвинению в разбойных нападениях на стариков.

Тумашевич приговорен к восьми годам и двум месяцам лишения свободы с конфискацией имущества и последующим контролем полиции на три года. Яневичи – к восьми годам и одному месяцу лишения свободы с конфискацией имущества и последующим контролем полиции на два года. По статье за разбойные нападения, совершенные неоднократно – восемь лет лишения свободы – минимальный срок наказания. Могли бы сесть в тюрьму и на 15 лет, уж очень циничными были их преступления. Смягчающими обстоятельствами стало то, что подсудимые признавали свою вину и помогали следствию. Однако, все они ранее судимы (Тумашевич – семь раз сидел на скамье подсудимых). Преступления были совершены всеми троими во время испытательного срока. Так что горячие речи в собственное оправдание не могли произвсети яркого впечатления. Как ни обличал старый цыган нынешние времена и нравы, нищету и убогость жизни, это никак не оправдывало нападения на беззащитных стариков.
Коль дали родители при рождении имена Граф и Раджа, то надо бы хоть в малейшей степени соответствовать титулованным особам. Увы, все получилось с точностью до наоборот. Представить благородного графа или сиятельного раджу, обрядившихся в самодельные маски и забравшихся через окно, чтобы избить и ограбить беззащитных стариков, воображения не хватает. А вот ранее судимые Граф и его брат Раджа под руководством своего дяди — Филиппа, (ранее судимого за разбой) целью своих разбойных действий избрали именно пенсионеров. Верх цинизма — отбирать «ZARKU NAUDAS» – гробовые деньги, с трудом накопленные, порой за счет недоедания с грошовых пенсий. Да при этом еще и издеваться над теми, кто заведомо не способен дать отпор — куда как благородно!
Первый эпизод – ограбление пожилой женщины. Согласно материалам следствия, вырисовывается следующая картина. Забрались преступники в квартиру, и, угрожая старушке, вынудили ее отдать накопленное. Ущерб составил 466,50 латов. Позарились даже на утюг в упаковке и наручные женские часы. Понравился, видимо, грабителям столь легкий способ добычи денег, и очередной налет не заставил себя долго ждать.
Следующее ограбление произошло в доме по улице Валкас, что на Новом Строении. Свидетельствует дочь потерпевших. Родители не смогли явиться в суд по состоянию здоровья. Мама ходит с палочкой, а отец может передвигаться только по дому и то с трудом. Как-то летом внучка поехала к бабушке с дедушкой, и то, что она увидела, заставило ее срочно вызвать мать.
В тот августовский день бабуля сидела на пороге дома и перебирала фасоль. Во двор вошли двое смуглых мужчин. Тот, что помоложе, завел разговор, мол, маму свою очень любит и прочее, заодно и спросили, кто еще живет в доме. Ни о чем не подозревая, простодушная женщина сказала, что в комнате больной дед лежит. Ночью старики тихо-мирно спали. Под утро женщина проснулась от шороха и решила, что вернулся внук. Встала и зашла в другую комнату. Но там не было внука, там находились люди в масках. Они силой повалили ее на пол и зажали рот, видно, чтобы не кричала, не звала соседей. В руках у них были предметы, похожие на серповидные ножи, отливавшие в полумраке стальным блеском, грабители ими перерезали телефонный провод. Запугав пожилую и больную женщину до полусмерти, стали требовать деньги. Грозили: «Признавайся, куда латы запрятала, иначе тебе не жить!» Сказала извергам: «Берите, под матрацем спрятаны». Достали и разочаровались — сумма в 400 латов показалась бандитам чересчур маленькой, почему-то они решили, что сбережений должно быть не меньше тысячи. Наверное, аппетит разгорелся на чужие деньги. Еле убедила их бабушка, что нет больше у нее ничего. Пригрозили напоследок сжечь дом, если хоть слово полицейским скажет. Следующей жертвой был ее муж, который все это время спал. Один из бандитов набросил на лицо лежащему на постели больному старику подушку, другой держал его за ноги. Но не было больше денег. Не погнушались, сняли у него с руки часы стоимостью в два лата. Еще одна добыча оказалась в руках негодяев — кошелек с пятью латами.
Когда наутро, которое, казалось, никогда не наступит, наконец пришла внучка, а следом — дочь. Запуганная старушка не хотела заявлять в полицию. Но дочка настояла. «Иначе, — говорит, — они не угомонятся, снова пойдут на разбой». Как в воду глядела.
Спустя пару недель, 5 сентября, согласно материалам следствия, шайка взялась за старое. На этот раз разбойники решили промышлять подальше от Даугавпилса. Направились в Аглону. Как и в предыдущем случае, решили, так сказать, провести разведку. Филипп вечером, где-то в половине восьмого, зашел во двор к двум почтенным старикам и поинтересовался, как добраться до Даугавпилса, есть ли автобус, и где дорога. Доброжелательные люди подробно объяснили, как и что. Филипп рассыпался в лживых благодарностях и ушел. Как оказалось, недалеко. Часа в два ночи хозяйка проснулась от тревожного предчувствия. Подошла к окну и заметила во дворе черные фигуры в масках. Сразу побежала будить хозяина, старика под восемьдесят лет. Люди немолодые, но сообразили тут же вызвать полицию и включить свет во дворе дома. Один из злодеев разбил лампу, а другой залез на лестницу и перерезал провод. Потом они при помощи отвертки пытались вынуть окно веранды. Не вышло. Тогда, разбив его, один из них просунул руку и открыл дверь, запертую на крючок. Перепуганная пожилая женщина побежала прятаться в свою комнату. А отважный старик взял в руки небольшие вилы и стал за дверь.
Куда там! Молодые и здоровые мужчины так шарахнули дверью, что хозяин упал на пол. Тогда грабители стали его избивать. Пожилой человек свидетельствовал: «Один глаз с тех пор совсем плохо видит — нужна операция. Вся грудь болела. Я тогда лежал весь в крови, они били и требовали денег. Потом их заинтересовало, звонил ли я в полицию. Ответил — нет. Устроили в доме настоящий погром. Все из шкафа выкинули, со всех полок, даже матрац с кровати скинули. Кричали, что убьют и дом сожгут. Нашли маленькую бутылку водки и заявили, что водку пью, значит, и деньги должны быть. Потом кинулись хозяйку искать, а я говорю, что ее нет в доме — наверное, в полицию побежала. Не поверили».
Бандиты сначала нашли флакончик духов «Кристина» за 1,5 лата, фонарик за 3 лата и кольцо за 30 латов, а потом отыскали саму помертвевшую от ужаса владелицу вещей, которая пряталась за дверьми. Приволокли на кухню, где лежал окровавленный старик. При виде его старушку затрясло. Грабители стали ее бить и по голове, и по груди (старую беззащитную женщину!). Она решила: «Ай, сколько есть, столько и отдам!» — и указала, где лежали 25 латов.
В это время подъехала полицейская машина. Грабители пустились наутек, полицейские за ними.
Где-то через час снова приехала машина — привезли старшего бандита, который днем стариков про дорогу расспрашивал. Его помогла найти собака, так и кинулась на грабителя, когда его учуяла. У Филиппа (а это был он) в кармане нашли женские часики (как оказалось, с первого эпизода разбоя). Полицейские стали расспрашивать стариков. Отпустили часа в четыре утра. Пошла хозяйка корову доить, а руки трясутся, как у пьяницы. До сих пор о нападении без слез вспоминать не может.
Оперативники продолжали розыск преступников и через некоторое время задержали подельников. У гражданской жены Раджи обнаружили флакончик духов «Кристина», правда пустой, она уже старушкины духи использовала. Нашлось и кольцо, его жена Раджи в ломбард заложила за 6 латов. По словам молодой женщины, у них уже трое детей, а не расписываются, и детей Раджа на себя не записывает, чтобы социальную помощь получать. Женщина свидетельствовала, что подбил на все Раджу Филипп. В то время она должна была вот-вот родить и, по ее словам, самостоятельно Раджа на грабеж бы не решился. Обещала потихоньку собрать и отдать деньги потерпевшим. (Общий ущерб составил 1017 латов 50 сантимов).
Избивать и грабить стариков – циничное, жестокое и мерзкое преступление. Ведь ни силы, ни хитрости не требуется, чтобы напасть на беззащитных. Так что зря преступникам дали сиятельные имена.

18.10.2005 , 15:45

Наталья АСТРАТОВА


Написать комментарий