Ветер с запахом крови: лиепайская дума решила истребить птиц в Курземе?

С руководством города лип скоро начнут судиться не только латвийские экологические организации, но и международные. Все потому, что Лиепайская дума утвердила проект строительства парка ветряных турбин прямо в дюнах — в нескольких метрах от пляжа и на территории природного заказника Тосмаре.

Проект принадлежит компании Rapsoil, благословили его лично премьер Иварс Годманис и министр экономики Каспарс Герхардс — когда они еще были у власти. Поговаривают, что за ним стоит и Андрис Шкеле. Министерство среды ЛР закрыло глаза на то, что, реализуя планы Rapsoil, страна может нарушить целый ряд международных законов.

Кабинет министров и "бригада Шкеле"

Эта история началась несколько лет назад, и мы уже не раз рассказывали о ней в "Вести Сегодня". Напомним. Вначале Лиепайская дума решила просто укрепить берега около городских очистных сооружений. Поскольку в местном порту постоянно углубляют фарватер и созданы заграждения, возле них песка скапливается все больше, и в стороне, близ очистных сооружений, волны размывают берег до самых дюн. Но под шумок нарисовался параллельный проект — строительства рядом парка ветряных турбин. Раз береговую зону укреплять, почему бы на ней и "ветряки" в ряд не выставить?

Так два проекта срослись в один, который с подозрительным упорством стали продвигать тогдашний премьер Годманис и министр экономики Герхардс. Были подписаны соответствующие документы. Ходили упорные слухи, что Годманис действовал с благословения Шкеле, который якобы был связан с другим парком "ветряков" в городке со звучным названием Гробиня (финансовые концы того проекта давно затерялись где–то в офшорных зонах). Впрочем, официально владелец Rapsoil — австрийская компания Energy communication, которая занимается еще и газовым бизнесом… Конечно, не факт, будто в Кабинете министров знали, что турбины планируют построить в заказнике. Там вообще на подобные "мелочи" обычно внимания не обращают. А то, что за проектом стоит "бригада Шкеле", люди, связанные с Народной партией, — неподтвержденная информация.

Тем не менее проект подозрительно быстро получил поддержку в строительной управе Лиепаи. Ее руководитель Агрита Ковановска не скрывала в разговоре с "Вести Сегодня", что было распоряжение Кабинета министров разрешить работать компании Rapsoil, соблюдая, разумеется, все строительные законы. Но все дело в том, что парк из 22 "ветряков", каждый из которых мощностью 2 мегаватта, уже изначально решили строить прямо в защитной береговой полосе, а часть его — так вообще на территории заказника Тосмаре.

Кусок территории, на которую имела виды компания Rapsoil, ей же и принадлежит, остальные наделы она взяла в аренду у самоуправления на 30 лет. Странно только, как проект парка прошел мимо Лиепайского регионального управления среды? Эксперт управления Андис Струнгс заметил однажды в разговоре с вашим автором: "Мне из компании Rapsoil звонили давно, но лишь чтобы получить консультацию. Но о том, что собираются вести строительство в дюнной зоне и на территории заказника, впервые слышу!" Проект проскользнул и мимо отдела среды Лиепайской думы. Его представитель Алда Дамберга как–то раз заявила вашему корреспонденту: "Мы вообще не были в курсе этого проекта". Но ведь отдел среды ОБЯЗАН быть в курсе!

Нам земли не жалко! И дюн тоже…

Потом, правда, проект, против которого взбунтовались чуть ли не все экологические организации Латвии, претерпевал некоторые изменения: турбины "гуляли", то "забредая" на территорию заказника, то "отползая" чуть подальше. Но в любом случае: в этом районе проходят самые большие в Курземе миграционные трассы перелетных птиц — в сезон тысячи за несколько часов!

Однако у Rapsoil на все заявления оппонентов есть железобетонный аргумент: компания готова за свой счет укрепить берега и спонсировать установку в море волнорезов, поскольку у Лиепайской думы на это нет денег. Значит, будет хорошо и Rapsoil, и всему городу, так как удастся избежать экологической катастрофы — прорыва очистных сооружений? Никто не спорит, берега укреплять надо. Но при чем тут "ветряки"? Как два разных проекта намеренно слили в один? Увы, ответить почему–то не может даже мэр Лиепаи Улдис Сескс. За проектом уже не первый год следит депутат местной думы Элита Косак, она рассказала изданию "Вести Сегодня":

— Непонятно и то, почему наш мэр столь наивно верит фирме, заявляющей, будто готова и волнорезы за свой счет поставить, и берега укрепить, — говорит Элита Косак. — Я внимательно изучала договор Rapsoil с думой, и в нем это НИГДЕ не прописано! Все заявления устные, и от них фирме очень легко отказаться. Но интересно то, КАК дума передала кусок своей земли в аренду Rapsoil аж на 30 лет. Два года назад на заседании думы почти без дискуссий депутаты проголосовали за резервацию земли для Rapsoil.

Кажется, большинство депутатов вообще не интересовало, где именно участок земли расположен, его площадь и границы, поэтому решение приняли без лишних вопросов. Причем решение депутаты должны были принять оперативно — на этом настаивал мэр Сескс. Многие депутаты даже не получили документы для ознакомления, поскольку проект фирмы был "внеочередным вопросом", мэр просто ткнул пальцем в карту и сказал: строить будут здесь! Восемь депутатов проголосовали "за", шесть воздержались, поскольку отсутствовали документы…

"Ветряки" на костях

— Лиепайчане возмущались тем, что они лишь из СМИ узнали о планах фирмы разместить ветряки в нескольких сотнях метров от их садовых участков и домов, а также рядом с мемориалом убитым в годы войны евреям, — продолжает Элита Косак. — Дума приняла решение без учета мнения горожан и общественных организаций. К слову, ни один из депутатов, кроме меня, на том собрании не присутствовал — это тоже показывает отношение к своему электорату. После этого к нам в город приезжал даже посол Израиля, чтобы лично разобраться: почему ветряки решили установить и на территории, где в Шкедских дюнах нацисты в годы войны расстреливали евреев, а рядом стоит мемориал?

За ситуацией следит и общественная организация "Клуб защиты среды", вице–президент которой Элита Калниня тоже недоумевает: неужели Лиепайская дума позволит уничтожить место, где массовые захоронения евреев?

— Насколько я знаю, в том районе вообще очень плохо проводились экспертные работы, и толком неизвестно, сколько в дюнах останков убитых в годы войны — явно не только в том месте, где мемориал, — замечает Элита Калниня. — Удивляет и пассивность местной еврейской общины, которая вообще, насколько я знаю, не выступает против планов Rapsoil. Хотя мне даже из Калифорнии звонили и писали евреи–эмигранты — возмущались тем, что "ветряки" построят на костях.

Обломать птицам крылья!

— И тем более не выдерживают критики экспертизы, касающиеся оценки влияния проекта на окружающую среду! — подчеркивает Элита Калниня. — Я внимательно читала заключения регионального отделения Государственного управления среды и других ведомств. К примеру, один из аргументов этих государственных защитничков природы: мол, в Латвии и так много дюн, ничего не случится, если чуточку пропадет. И главный лозунг этих организаций: не сделаем зла предпринимателю! Я понимаю, если бы так говорили сами предприниматели, но ведь не экологи же! Эта оценка — просто некачественный документ. В нем, например, сказано, что не смогли найти для оценки проекта специалиста по биотопам. Как так? В Латвии есть такие эксперты, и в соответствующих ведомствах о них прекрасно знают…

Мы давно следим за проектом парка "ветряков", участвовали и в обсуждении его, и даже в процессе оценки влияния на окружающую среду. Не раз вместе с орнитологами подчеркивали: "ветряки" строить можно, но только в стороне от миграционного коридора птиц. Там ведь одно из самых узких мест, где птицы летят вдоль моря к местам, где вьют гнезда, воспитывают потомство, питаются. Конечно, если стоит один ветряк или два на приличном расстоянии друг от друга, то птицы их облетают, хотя ночью и в туманные дни все равно часто попадают в лопасти. Но когда стоит целый ряд турбин и как раз на трассе, где птицы в сезон миграции летят стеной, это грозит гибелью тысячам. И в мире НИКОГДА не ставят большие парки "ветряков" на путях миграции птиц — ни в Европе, ни в Америке.

Птицы, летящие вдоль моря, опускаются аккурат на высоту "ветряков" — от 20 до 150 метров. На таком уровне летают воробьиные — зяблики, чижи, синицы, корольки, пищухи и многие другие. К тому же птицы не могут пролететь между вращающимися лопастями: видят одно пространство, движутся прямо и… попадают в "мясорубку". Мало кто всерьез воспринимает и проблему, связанную с летучими мышами — особо охраняемыми в Европе. Летучие мыши, как и птицы, мигрируют массово, залетают в лопасти ветряков и гибнут. Отдельные владельцы турбин заявляют биологам: а вот вы покажите хоть одну дохлую мышь рядом с турбиной! Но дохлых мышей (и птиц) быстро поедают и лисы, и енотовидные собаки, и кошки.

Словом, если этот проект начнут реализовывать, то мы планируем акции протеста, а также будем судиться с думой до начала строительства парка "ветряков". И призываем всех к нам присоединяться! В противном случае, если строительство уже начнется, то его не остановить. А потом… В Латвии, насколько я знаю, после того как что–то построили, еще ничего не сносили, — подытожила Элита Калниня.


Написать комментарий