Журнал: в результате реформы полиции набралось 120 000 нераскрытых дел

фото В. Цыганкова
фото В. Цыганкова

В результате проводимой в последние годы региональной реформы полиции для многих полицейских работа в Государственной полиции (ГП) стала халтурой на полставки, а тысячи преступлений остались нераскрытыми. По примерным подсчетам, нераскрытых дел накопилось 120 000, что эквивалентно количеству преступлений за два с половиной года, сообщает журнал «Ir».

В свою очередь министр внутренних дел Линда Мурниеце («Единство») убеждена, что реформа позволила создать «сильные и функционально налаженные региональные центры с достойными рабочими условиями».

За последние два года работу в полиции оставили 1800 человек — пятая часть из всех 8000 сотрудников полиции. Каждый год полицейских увольняется больше, чем принимаются на работу. За пять лет поменялась треть из числа сотрудников полиции, сообщает журнал.

Мурниеце добавляет, что необходимо сократить еще по меньшей мере 2000 сотрудников, чтобы остальным можно было повысить зарплату. В настоящее время средняя зарплата в полиции составляет около 300 латов, у инспекторов и младших инспектором и стражей порядка — 250 латов. Для сравнения — в Эстонии средняя зарплата в полиции составляет около 700 латов, в Литве — 400.

Для многих работа в полиции становится местом, где можно получить форму, оружие и дорожный знак и денежную халтуру — статистика показывает, что 19% сотрудников полиции подрабатывают в другом месте. С этим фактом связан и профессионализм полицейских — если работу в полиции не воспринимают как серьезную карьеру, мало кто думает о повышении квалификации, объясняет «Ir».

Ни в Эстонии, ни в Литве нет системы «халтурок» — там полицейским запрещено работать в охране, инкассации или других областях, которые косвенно соприкасаются со сферой деятельности полиции и могут создать конфликт интересов. В Литве сотрудникам полиции можно параллельно работать только преподавателями или заниматься научной работой. Разрешение на такую работу выдает специальная комиссия, а не прямые начальники полицейских.

В результате реформы на месте бывшего управления сейчас находится полицейский участок, там, где раньше был участок, работают один-два инспектора, в свою очередь, там, где был инспектор, теперь нет никого. Между тем, в центре региона «распухает» новая административная структура — региональное управление полиции, которого раньше не было.

Однако при всех реформах Латвия все еще первая по числу полицейских на тысячу населения. В нашей стране это число составляет 34, в Литве — 33 (общее количество полицейских 11,5 тыс) и 28 в Эстонии (3,6 тыс).

Параллельно с ситуацией в полицейской системе, в Латвии снизилось число преступлений, что не означает, что их стало меньше. Если полиция недоступна, информация о преступлениях просто не регистрируется и не учитывается. Существуют так называемые латентные, скрытые преступления, о которых никто не знает.
Перегрузка людей достигла такого уровня, что полицейские не успевают ни расследовать. Ни раскрывать преступления и делают все возможное, чтобы преступления не были бы зарегистрированы.

По мнению журнала, Мурниеце не удалось предложить политическое решение кризиса в полиции. Бывший начальник ГП Валдис Воинс считает, что серьезные реформы должны быть отложены до лучших времен.
Бывший госсекретарь МВД Андрис Старис полагает, что у самих политиков нет понимания и интереса к преобразовании полиции, поэтому они перебиваются поверхностными рекомендациями зарубежных экспертов.


Написать комментарий