Правда о демографии: нечего рассчитывать на чужих детей!

Сегодня материальный уровень жизни в Латвии лучше, чем когда-либо, за исключением короткого периода бума в сфере недвижимости. Но люди весьма сдержанно оценивают перспективы на будущее и пессимистичны в прогнозах развития экономики, отмечает аналитик DnB Nord banka Петерис Страутиньш. На эти настроения несомненно влияет недавнее осознание факта: если Латвия продолжит в том же духе, она переживет демографический крах.

Люди умеют подолгу игнорировать неприятные факты, говорит Страутиньш. Когда несколько лет назад премьер Эйнар Репше в новогодней речи упомянул щебет птиц за окном и вымирание нации, большинство зрителей это лишь развеселило. Сегодня последствия падения рождаемости уже стали проблемой для людей трудоспособного возраста, и смеяться не хочется никому.

Решение о количестве детей в семье – глубоко личное и эмоциональное, но оно зависит от экономических стимулов. В предыдущие 20 лет большинство латышей надеялось, что пенсию им обеспечат чужие дети. Если такой «стратегии» придерживаются лишь немногие, ничего страшного. Но теперь для общества наступает момент истины, указывает эксперт.

Уже получающие пенсию пожилые люди скорее всего не доживут до худших фискальных моментов демографического кризиса. Худшие новости ожидают поколение более молодое, но уже не настолько молодое, чтобы увеличить число собственных детей, и не располагающее доходами, достаточными для быстрого аккумулирования накоплений «на старость», считает Страутиньш. А в масс-медиа тем временем появляются спорные или даже очевидно нелепые тезисы, которые объясняются попытками именно этого поколения убежать от реальности. Эксперт трезво их комментирует.

Например, вряд ли произойдет желанное для многих повышение рождаемости, говорит он. Работающим придется платить слишком высокие налоги на содержание пенсионеров. Напрасные надежды – молодежь в мире широких возможностей не будет жертвовать своим будущим, пенсионеры просто не смогут заставить их содержать себя, во всяком случае – обеспечить им пенсии того уровня, на который пожилые «имеют право».

Молодые люди не станут обременять себя социальной ответственностью перед поколением, исповедовавшим стратегию free-riding, или безбилетников, образно поясняет Страутиньш. Тем более видя, к чему она может привести. Нужно было своих детей рожать и воспитывать по двое-трое, а теперь уже поздно. Поезд тех, кому сегодня от 40 и до предпенсионного возраста, уже ушел.

Еще один тезис – Латвия может пригласить гастарбайтеров, чтобы компенсировать рынку труда падение рождаемости. «Я определенно не против иммиграции, – говорит Страутиньш. – Она может дать большие преимущества экономике и обществу, принести новые идеи и недостающие малой экономике специфические навыки. Но допущение, будто иммиграция компенсирует низкую рождаемость, основаны на трех ложных предпосылках».

Первая – что общество согласится с настолько массовой иммиграцией. Это сомнительно, да и в мире хватает примеров, когда «состарившиеся» страны не изъявляют никакого желания видеть у себя «пришельцев». Пример – Япония. Что же тогда говорить о Латвии с ее болезненной историей ХХ века.

Второе предположение – к нам многие захотят приехать, стоит лишь пригласить. И это сомнительно, считает эксперт: конкуренция за умелые рабочие руки в мире в ближайшие годы обострится, а по старению популяции нас опережают куда более привлекательные для иммигрантов страны Старого Света, такие как Германия и Италия. Наш ВВП и уровень жизни едва ли не ниже, чем в России, так что и оттуда не приходится ожидать наплыва желающих подзаработать.

Страутиньш также призывает скептически воспринимать заявления, будто в мире с 9 млрд. жителями «свято место пусто не будет». Еще как будет. Необработанных сельхозугодий, может, и не останется – но эти земли можно освоить сравнительно небольшими человеческими ресурсами, говорит он. Например, в Японии сейчас стремительно пустеют многие районы, а основное население свыше 50 млн. человек теснится на узкой приморской полоске между Осакой и Токио. Деньги и люди идут туда, где уже есть и то и другое – повторил эксперт прописную истину. Так что тут Латвии мало что светит.

Третья ложная предпосылка – что массовая иммиграция (если она все-таки произойдет) способна решить фискальные проблемы. Почти наверняка нет, говорит Страутиньш. Всем интересующимся этой темой он рекомендует к прочтению книгу Джорджа Магнуса «Эпоха старения» (The Age of Aging). Если не вдаваться в детали, то положительный эффект от иммиграции выразится в 0,5% от ВВП, чего абсолютно недостаточно для исправления ситуации. И иммигранты тоже постареют, напоминает специалист.

Парадокс в том, говорит аналитик DnB Nord, что в плохой демографии люди винят государство и экономику, но улучшение демографии – рождение большего числа детей, а также создание накоплений на будущее – происходит только на уровне индивидуального принятия решений. Следовательно, лучше станет лишь тогда, когда все жители Латвии поймут, чем им грозит отказ от родительства и жизнь взаймы.


Написать комментарий