Не всякая революция становится цветной

Что бы там ни рассказывали сторонники «экспорта демократии» путем разноцветных революций, происходившее в Узбекистане революцией никоим образом не является. Был мятеж, скверно организованный и рассчитанный на поддержку обнищавшей и люмпенизированной части народа. И было подавление мятежа - жесткое, а порой и жестокое...


Мятеж в Узбекистане окончательно подавлен


Как сообщили вчера интернет-порталу «Страна.Ru» из Ферганы, которая находится в 70 километрах от Андижана, боевики, захватившие тюрьму, отступают в сторону Киргизии. В ферганский аэропорт вчера весь день прибывали один за другим самолеты с дополнительными войсками и силами милиции.

За два дня группа боевиков вначале захватила военную часть, вооружилась, а затем атаковала тюрьму, откуда были выпущены от нескольких сотен до нескольких тысяч заключенных. Затем представители религиозной секты «Акрамия», названной так якобы по имени Акрама Юлдашева – участника другой исламистской организации «Хизб ут-Тахрир», захватили здание городской администрации. В итоге боевики практически захватили власть в городе. Параллельно полностью была парализована жизнь третьего по размеру областного центра Узбекистана.

В отличие от соседней Киргизии власть отреагировала незамедлительно – силами милиции и спецназа вооруженное сопротивление было жестоко подавлено. Число погибших в ходе боев на улицах города пока неизвестно: правозащитники говорят о сотнях убитых и раненых, иностранные корреспонденты передавали, что на улицах лежат десятки трупов. Называется цифра около 500 человек – в то же время президент Узбекистана сообщил, что погибло около 10 милиционеров, а число погибших террористов неизвестно. Что касается мирных жителей, то про них президент не упомянул.

Пресс-конференция президента Узбекистана Каримова была самым долгожданным событием в республике, потрясенной двухдневными боями в областном центре Андижан. Ислам Каримов заявил, что те, кто начал беспорядки в Андижане, надеялись на развитие событий по «киргизскому сценарию» – на захват районного центра, бездействие властей, нежелание силовых ведомств применять силу и поддержку населения. Затем боевики намеревались идти на Ташкент.

Однако их план провалился, поскольку они столкнулись с жесткими действиями властей. Подавлением бунта в городе руководил сам президент Каримов, а войска и милиция остались ему верны. При этом президент Узбекистана утверждает, что стрелять по оппозиционно настроенной толпе перед зданием горадминистрации военным и милиции никто не приказывал. После того как стало понятно, что их сопротивление бесполезно, «восставшие» отступили к киргизской границе, которая проходит совсем рядом с Андижаном.

По имеющейся информации, это группа численностью от 3 до 5 тысяч человек. Часть из них (приблизительно 600 человек) прорвались через границу и находится в Киргизии. Среди прорвавшихся в Киргизию много женщин, есть раненые. При этом средний возраст людей не превышает 35 лет. Характерно, что комментарии «независимым» СМИ из этого района о «беженцах» дают преимущественно люди, связанные с организацией «Хизб ут-Тахрир», признанной террористической в большинстве стран Западной Европы и СНГ. Таким образом, возникают сомнения в объективности этих комментариев, в то же время в этой ситуации бессмысленным выглядит отрицание связей между «Акрамией» и «Хизб ут-Тахрир».

Тем не менее киргизские власти отрицают, что среди тех, кто перешел границу, есть террористы – несмотря на то, что признают наличие в их рядах выпущенных из андижанской тюрьмы заключенных. Киргизия ведет переговоры о возвращении этих сотен человек на территорию Узбекистана с властями соседней республики. В городе Ильичевска, который стоит у приграничной реки Кара-суу, участники вооруженных столкновений в Андижане, которые не сумели попасть в Киргизию, захватили главу районной администрации, подожгли административные здания и пытаются переправиться в Киргизию. Реакции властей на их действия вчера днем не было, однако можно не сомневаться, что она последует.

Пока трудно предсказать, чем закончатся события в Узбекистане, хотя на этот раз мятеж, судя по всему, все же подавлен и Исламу Каримову удалось сохранить власть. Что касается крупнейших держав, то США и ЕС практически никак не выразили своего мнения относительно того, что произошло в Андижане. Правда, реакция западных СМИ была более благожелательной скорее в отношении мятежников, нежели действующих властей, которых обвиняли в тоталитаризме и в том, что они не могут поднять уровень жизни населения (который в Узбекистане, надо заметить, значительно выше, чем, например, в соседней Киргизии).

Что касается России, то еще сегодня днем было заметно легкое колебание. Москва, видимо, готовилась к развитию событий по худшему сценарию. Так, в интервью радио «Маяк» замминистра иностранных дел Валерий Лощинин говорил, что «беспорядки в Узбекистане вызваны слабостью власти, социальными проблемами и влиянием экстремистов», очевидно, намекая на недостаточную эффективность режима Каримова. Однако вскоре стало ясно, что Москва продолжает поддерживать именно Каримова, который позвонил Владимиру Путину и проинформировал российского президента о событиях в Андижане. Кремль явно удовлетворен жесткостью узбекского президента в борьбе с мятежниками, которые, судя по всему, все же не связаны с зарубежными «неправительственными фондами», финансировавшими «цветные революции» в Грузии, Киргизии, Югославии и на Украине.

По мнению большинства российских аналитиков, события в Андижане – это не очередная «цветная революция», а попытка криминальных элементов и среднеазиатских наркобаронов, тесно связанных с радикальными исламскими кругами, ускорить в стране смену власти и обеспечить прямой транзитный канал для наркотиков из Афганистана в Европу. Узбекистан сегодня, как государство с жесткой, почти тоталитарной системой безопасности, – одно из главных препятствий на этом пути.

Кроме того, появление еще одной исламской республики после Ирана, а затем Афганистана, только теперь уже в бывшей советской Средней Азии представляет опасность уже для целостности Казахстана и самой России. Именно поэтому Москва столь не заинтересована в падении режима Ислама Каримова. Тут отступают на задний план даже такие геополитические соображения, как ослабление российского влияния в регионе в итоге падения действующего президента. Колебания же в Кремле явно были связаны с тем, что там хотели понять, идет ли речь о «цветной революции» либо события в Андижане связаны со стремлением наркобаронов и криминала во власть.

16.05.2005 , 10:21

chas-daily.com


Темы: ,
Написать комментарий