Семья – один я 3

Пресс-фото.
Пресс-фото.
Это не в голодающих странах Африки, не во время военных действий, не в период эпидемии. Это данные по Резекненскому краю на начало этого года. Какую-нибудь редкую квакушку в подобной ситуации уже занесли бы в Красную книгу и создали бы ей особые условия для размножения. Нам же придется решать вопросы будущего самим. И первый из них: сохранить семью или пытаться выжить в одиночку?

Один новорожденный на десять умерших…

В кризис рожать боятся

Судя по статистике, кризис на семейной жизни отражается почти так же быстро, как на фондовой бирже. В Латвии начиная с 2002 года число молодоженов только росло, и в 2007-м было заключено рекордное за последние годы для Латвии количество браков – 15 486. Но уже в следующем году свадеб стало на 15 процентов меньше.

Рождаемость стала повышаться в благополучные годы, так и не сравнявшись со смертностью, и стала падать вместе с валовым продуктом и другими экономическими показателями. В Резекненском крае в марте смертность более чем в шесть раз превысила рождаемость – в прошлом месяце здесь зарегистрировано 49 умерших и только шестеро новорожденных. В феврале смертность в регионе превысила рождаемость почти в семь раз, в январе – более чем в десять раз! В феврале в Резекненском загсе не было заключено ни одного брака.

Именно в этом регионе каждый четвертый – безработный. Не связать эти факты просто невозможно.

В Даугавпилсе, по данным за прошлый год, один новорожденный на двух умерших. Не слишком радостный показатель. Но в начале этого года падение рождаемости стало просто катастрофическим. За три первых месяца 2009-го в городе появилось 254 малыша, за такой же срок в этом году – 188 детишек. Падение на 30 процентов! То есть в прошлом году каждая третья женщина, которая, возможно, хотела стать мамой, передумала… А некоторые отложили до лучших времен и свадьбу. Число регистраций брака уменьшилось тоже на треть. Если так пойдет и дальше, то будет как в старом анекдоте про динозавров: “потом, потом…” – так и вымерли.

Латвия находится в глубоком демографическом кризисе. Такой неутешительный вывод сделала группа Комиссии стратегического анализа под руководством профессора Петериса Звидриньша. По соотношению рождаемости и смертности Латвия находится в конце списка, состоящего из двухсот стран, наши товарищи по несчастью – Болгария и Россия. Дефицит составляет более четырех тысяч человек в год. Степень смены поколений – 60 процентов. Через 30 лет население страны сократится до 1,8 млн человек.

Были бобыли, стали “клубной молодежью”

Про “мамочкину” зарплату, про отнятые только что пособия на рождение ребенка, про то, что в европейских странах бесплодие лечат бесплатно, а у нас за некоторые процедуры надо заплатить больше тысячи латов – про все эти грустные явления поговорим в следующий раз. Потому что есть в этом мире многое, что неподвластно деньгам. Почему в богатой Швейцарии рождаемость одна из самых низких, а в нищем воюющем Афганистане – на высоком уровне? Может, в Латгалии перестали размножаться именно потому, что вошли в Европу и переняли западные ценности? Там ведь как принято – сначала заработай на хорошую квартиру, на машину каждому, добейся благосостояния, а потом уж заводи ребенка, желательно одного.

Социологи утверждают, что эта модель почти неизбежна при переходе от деревенского образа жизни к городскому. Потому что на селе ребенок не обуза и не забава, а прежде всего помощник. Грядки полоть, за младшими детьми присмотреть, корову пасти, кур накормить – это совершенно нормальные для деревенских ребятишек обязанности. Опять же пожилые люди без молодых на селе обойтись не могут. Дров нарубить, печь натопить, баню подготовить, воды наносить старикам не под силу. Так что надо загодя позаботиться, обзавестись потомством.

В городе все иначе. Одинокий холостяк в деревне – бобыль, подозрительный и никчемный человек. А в городе – самый успешный и благополучный член общества. Карьере семья не мешает, развлечений – масса. С сексом проблем тоже нет. Так зачем спешить и взваливать на себя семейные обязанности?

- Мне все друзья завидуют, – признается сорокалетний холостяк Александр. – Живу в свое удовольствие, никому не надо докладывать, куда пошел, с кем. Зарабатываю нормально, третью машину за последние пять лет меняю. Квартиру купил. Больше года пока ни с одной женщиной не жил. Не знаю, может, когда-нибудь захочется иметь детей. С другой стороны, глядя на своих ровесников, вижу, что на помощь со стороны отпрысков они не рассчитывают, сами им помогают. Наверное, я просто не создан для семейной жизни.

Таких, не созданных для продолжения рода, все больше. И апофеоз освобождения – однополые браки. Вместо “плодитесь и размножайтесь” – “резвитесь и развлекайтесь”.

Вот моя деревня, только без людей

Но в Латвии стремительно разрушаются семьи и в сельской местности, где вроде бы традиции должны держаться дольше. Уничтожение сельского хозяйства обернулось уничтожением основы общества – семьи.

Заведующая Даугавпилсским загсом  Хелена Солдатенок родом из деревни под Резекне.

- У моего отца в семье было пятеро детей, у мамы – семеро, – вспоминает она. – Правда, нас у родителей было двое. Но в соседних домах трое-четверо детей во времена моего детства – норма. Поэтому если на праздник собиралась родня – это огромное многолюдное застолье. И в будни было весело. Детей полно, устраиваем разные игры. Молодежь вечером – на танцы в клуб или в кино. Спортплощадку сделали у озера, летними вечерами там играли в волейбол.

Теперь же моя подруга вернулась недавно из родных мест в полном ужасе: вообще нет людей! У нее там старенький папа, в город переезжать отказывается. Случись что, даже соседей нет, некого позвать. У меня иногда появляется мысль, что Рига готова к тому, чтобы Латгалия превратилась в пустошь, а Брюссель точно так же относится к Латвии. Помните, как ответил еврокомиссар Альмуния на реплику, что из страны скоро уедут все трудоспособные? Он сказал, что свобода передвижения – один из основных принципов демократии…

Деньги разъединяют

Еще одна тенденция – рост разводов. Увеличилось и число заключенных брачных контрактов. А это не что иное, как страховка на случай развода.

- Капиталистическое общество с его культом денег разъединяет людей, – продолжает Хелена Солдатенок. – Мы с мужем познакомились, когда оба жили в общежитиях – по шесть человек в комнате. Как встречаться? Ну, сходили подружки в кино раз, другой, оставили нас одних. В гостиницу без записи о браке не поселят. Квартиру получить без семьи нереально. А семью молодых специалистов ставили на льготную очередь. Налог на бездетность помните? Общество давало четкий ориентир на создание семьи. Сегодня такого ориентира нет. Наоборот, молодые люди четко и прагматично решают имущественные вопросы. Например, если есть деньги на квартиру, то лучше сначала ее куплю, оформлю на себя недвижимость, а потом подумаю о свадьбе, чтобы после брака права на нее никто не имел. Знаю много молодых пар, где все денежные вопросы регламентированы строжайшим образом. Каждый выделяет определенную сумму на общее хозяйство, а остальные доходы никого не касаются. Учитывая социальное расслоение, удивляться этому не приходится. Но как такое положение дел отразится на семье? Раз уж мы выбрали такую модель развития, то скоро она будет доминировать не только в молодых семьях. Скорее всего, у нас, как в Америке и Европе, разъединятся и поколения. То есть дети вырастают и уходят, старики доживают в одиночестве, радуясь редким поздравлениям по Интернету, которым они научатся пользоваться. И это очень печально.

Что день грядущий нам готовит?

А что делать? Человечество уже не раз меняло модель семьи – в зависимости от условий жизни. Глобальные изменения климата разрушили матриархат. Род во главе с матерью уже не мог прокормиться, больше шансов было у маленькой семьи во главе с мужчиной-охотником. Вам еще нужны примеры? Именно желание продолжить род во время суровых испытаний, когда многие мужчины погибали, вызвали к жизни мусульманскую семью – один муж и несколько жен. А в Тибете, где из-за тяжелых природных условий необходимо было ограничить рождаемость, возникла семья, где у одной жены несколько мужей. Все работают, а детей немного.

Но совсем без детей еще никому гарантировать будущее народа не удавалось. Население Европы стремительно стареет, в итоге обеспечить пожилых людей пенсиями на нынешнем уровне уже сейчас невозможно. На пенсию будем выходить все позже, получать – все меньше. И это только первое последствие демографической катастрофы.

Если одни отказываются от сыновей и дочерей в пользу машин и прочих вещей, то на их место придут другие, не утратившие природного инстинкта. Мне часто вспоминается беседа в Тунисе с местным инженером Самиром.

- На Востоке совершенно другая модель семьи, – рассказывал он. – Соединяются не мужчина и женщина, а два рода для своего продолжения. Решение о свадьбе принимают старшие, самые мудрые. Семья жениха обеспечивает жилье, семья невесты – все в доме. Восемьсот человек неделю гуляли у меня на свадьбе, каждый принес свой вклад в будущую семью. И я через пару лет скажу, что у меня новая любовь, жену и детей я бросаю? Меня изгонят из общества как шелудивого пса. Поэтому у нас нет разводов, нет брошенных детей. А вам это кажется насилием над личностью. У нас религия регламентирует жизнь. Человек живет не только хлебом, но и верой. Вы утратили веру, а следом утратили и волю.

Мне нечего было возразить на эти обидные слова, хотя очень хотелось.

А может, территорию вдоль Даугавы специально готовят на случай климатических войн и нового переселения народов? Будут на затопляемых полях выращивать овощи корейцы, валить лес гуцулы, на заводах работать китайцы. А немногочисленные потомки вымершего народа споют песни Лиго в каком-нибудь парке старой доброй Англии.

Кстати

В Англии второе по популярности имя ребенка – Мухаммед. Имя Джек на первом месте. Пока. В августе 2008 года Бюро переписи США прогнозировало, что белые дети окажутся в меньшинстве уже в 2023 году, а белое население в целом станет меньшинством в 2042-м. Причина – потомки европейцев рожают меньше, чем выходцы из Латинской Америки, Азии и Африки. У испаноговорящих американцев, например, на одну смерть приходится десять рождений. С точностью до наоборот по сравнению с латгальцами…

Светлана Гартованова


Написать комментарий

Полностью согласен с выраженным мнением автора. Только вот в России, согласно последним данным, рождаемость поднимается высокими темпами. Может быть помогли некоторые предпринятые Правительством меры или хоть какая-то социальная стабильность. Хотя верить статистическим данным - занятие неблагодарное. Согласно этим данным, в России увеличилось количество межрассовых,т.е. всё больше женщин выходят замуж за узбеков, таждиков и пр. Подождём всероссийской переписи населения в этом году. И всё станет ясно.

Всё это не произошло вчера. Это наши "ДОСТИЖЕНИЯ" за 20 лет "свободной" Латвии. А ещё лет через 20 она превратится в пустыню. Вот будет СВОБОДА!

Товарищ Гартованова трогательно пишет о мусульманской семье, где на женской половине дома - несколько жен с отрезанным клитором, очень возвышенная "вера" и дети стаями плодятся.
Хотелось бы пожелать автору представить себя на месте одной из таких жен в рамках "неразбиваемого" священного союза.

Написать комментарий