Общество Dr. Klauns на своей официальной странице в социальной сети Фейсбук опубликовало интервью с доктором Укой (настоящее имя – Татьяна Стельмака). Она уже четвертый год работает доктором-клоуном в Даугавпилсской региональной больнице.
Как ты решила стать доктором-клоуном?
В моей жизни пять лет назад был довольно сложный этап, находилась в глубоких размышлениях о себе – что хорошего я сделала, осмысленно ли то, что делаю… Однажды в июне увидела в интернете информацию о том, что набирается новый курс докторов-клоунов. Сразу вспомнилось, как в свое время мы с дочерью встретили в детской больнице в Риге докторов-клоунов. Ждали визита к врачу, подходили клоуны, что-то спрашивали, говорили. Я не помнила, что они говорили, но помню, что потом стало как-то легче.
Когда увидела это объявление, сразу даже не поверила, что простой человек может стать доктором-клоуном. Мне казалось, что они особенные люди, благородные, со своей миссией. Начала читать про докторов-клоунов, долго думала, пока не решила: если не попробую, не узнаю. Заявку на клоунов отправила, а потом все произошло так, как, наверное, должно было произойти.
Что тебя заманило в эту профессию?
Я видела, как доктора-клоуны работают, как разговаривают с людьми, какая у них энергия и улыбки, меня привлекала легкость и жизнелюбие, исходящие от них. Я бы тоже так хотела.
То, как ты представляла себе эту работу, отличалось от реальности?
Процесс обучения был очень сложным. Приходилось бросать вызов себе, делать то, чего никогда бы не подумала, было много слез и размышлений. Чтобы работать с людьми, причем еще в больнице и с такой профессией, надо разбираться со своими блоками, самому себя очищать. Только так можно получить легкость. Только когда сможешь помочь себе, сможешь помочь и другим.
Мы с коллегой Кристиной Семеновой были первыми докторами-клоунами в Даугавпилсской региональной больнице. Начало было очень трудным. Многие не понимали, что мы тут будем делать, зачем это нужно. Медсестры пытались нас учить, помогать. Первое полугодие было сложным, мы еще не понимали, как работать с младенцами, малышами, как с подростками, как разговаривать с медперсоналом, что мы можем себе позволить. Сначала, наверное, хотели понравиться всем...
Только когда в больнице к нам привыкли, нас приняли, стало легче. Сейчас работать – настоящее удовольствие, есть та легкость и радость, которые меня так манили. Не всегда смена легкая, тогда с Кристиной подробно анализируем произошедшее, обсуждаем ситуации.
Почему ты выбрала такое имя клоуна?
Хотела, чтобы слово было коротким, чтобы оно звучало на всех языках, а значит, было понятно детям, говорящим по-латышски, по-русски или по-английски. Наш учитель сказал, что имя клоуна должно прийти, а мое долго не приходило. Вдруг пришло в голову: доктор Ука. Мне это имя понравилось, с ним я живу уже четвертый год.
Какое твое секретное оружие клоуна?
Я заметила, что хорошо чувствую энергию людей. Зачастую, входя в палату, я это сразу чувствую. Ребенок может улыбаться, но я все же чувствую, что нужно быть внимательной, чуткой, искать, что произошло. Я не знаю, чувствую это кожей или сердцем, но у меня это так.
Что для тебя значит работа доктора-клоуна?
Если бы у меня была возможность, и это было бы разрешено, я бы посвятила этой работе все свободное время! Работа клоуна – это моя свобода! Я работаю в школе, и там мне часто не хватает свободы. Но клоун очень свободен, может делать все, ему это разрешено.
Отличная составляющая работы клоуна – очаровательные коллеги – моя семья клоунов. Мы все колоссальная команда. Все они замечательные люди, поддерживают друг друга и помогают, к тому же с ними можно прекрасно провести время.
Но вообще я не считаю клоунаду работой. Это не хобби и не миссия. Работа клоуна – это моя жизнь.
Какие стереотипы о докторах-клоунах ты слышала и что хотелось бы, чтобы люди узнали о клоунах?
Когда кто-то узнает, что я доктор-клоун, начинает восторгаться, восхищаться, чуть ли не поклоняется. Говорит, что это очень тяжелая работа, что мы плачем после каждой смены, что очень тяжело идти к больным детям...
Я всегда внимательно выслушиваю, а потом пытаюсь рассказать, каково это на самом деле. Я рассказываю, что это очень хорошая работа, но мы не совершаем подвигов, просто делаем то, что нам нравится.
Хотелось бы, чтобы люди понимали, что доктор-клоун занимается медицинской клоунадой, это терапевтическое действие, которое меняет мгновение, день, самочувствие ребенка. Не нужно, чтобы дети смеялись. Иногда ребенок вообще с нами не общается, а потом узнаем, что ему стало легче, он уже сел, стал энергичнее.
Существует стереотип, что мы похожи на цирковых клоунов, приходим с готовым представлением. Это не так, мы идем в палату и не знаем, что там будем делать. Это непрерывная импровизация. Потому что, только видя ребенка, ситуацию, атмосферу, мы можем чувствовать, что необходимо.
Мы не акробаты, не аниматоры и не мастера трюков. Я бы сказала, что доктора-клоуны лечат душу.
Пожалуйста, расскажи несколько эпизодов твоей работы клоуном.
За эти годы было много моментов, которые стоит вспомнить. Ярко в голове – самое начало. Был первый день практики в детской больнице в Риге. В коридоре сидел маленький мальчик с мамой. Когда он увидел клоунов, глаза его заблестели. Я до сих пор помню его глаза и то, как он помахал нам рукой. Я поняла, что клоунам не всегда нужно создавать игру, иногда достаточно передать тепло и позитивную энергию своего сердца.
Помню нашу первую смену с Кристиной. В палате был пятиклассник, который очень боялся уколов. Мы начали игру, назвали его доктор Саша, и по ходу игры он преодолел страх. Мальчик сказал: я больше не боюсь, я буду врачом
Еду домой – солнышко садилось, и я думаю: как хорошо я прожила этот день, и так здорово, что еще кому-то мы смогли сделать этот день чуть лучше. Мы с Кристиной по-прежнему как один организм, нам удается вместе хорошо работать, ладить.
И какая ты вне жизни клоуна?
Уже 24 года я учитель. Работать с детьми мне нравится, это очень сложная работа, но интересная и нужная. Второй год я также руководитель школьного самоуправления, это большой вызов для меня.
У меня есть семья, взрослая дочь. Ксении 21 год, она учится на факультете Европейских исследований Рижского университета Страдиня, я ее люблю и восхищаюсь.
По характеру я активна, живу в очень быстром темпе, и это мне нравится. С удовольствием путешествую, меня привлекает архитектура, в путешествиях всегда обращаю внимание на красоту города. Я люблю шить игрушки из фетра, но на это нет так много времени, как хотелось бы. Еще одно хобби – горные лыжи, люблю скорость, тишину.
Вообще-то я городской человек. Да, у нашей семьи есть дом в деревне, но этим летом я даже взяла отпуск от сельского дома, потому что поняла, что хочу везде участвовать, активно жить. Это дает мне силы, энергию, которую я могу дать другим.
Что в тебе изменилось после того, как ты стала доктором-клоуном?
Я отбросила мысль все контролировать, это облегчает мою жизнь. Из-за темперамента и воспитания хотела быть всегда идеальной, все контролировать. Но жизнь, к сожалению, не идеальна – так однажды сказал наш наставник, доктор-клоун Нимрод из Израиля, и с этой поговоркой я иду по жизни. Все надо принять, с этим надо жить. Я не могу менять других, да и не надо этого делать.
Клоуны очень помогли в школьной работе – я стала видеть в каждом ребенке личность, человека, и только потом ученика. Потому что у каждого ребенка своя история, может быть, в его семье сейчас происходит что-то, что его беспокоит. Иногда учеба может быть не самым главным в его жизни. Я могу поддержать, хотя бы сесть рядом, быть вместе.
Клоуны излечили мое сердце, душу. Я нашла силы принять себя и двигаться дальше, даже пройти терапию, чтобы справиться со своей болью. Я начала замечать, чего хочу сама, чего желаю. Не винить себя в том, что чего-то не делаю или делаю не так идеально.
Я благодарна Богу за моих клоунов, за моих учителей, которые учили меня стать клоуном, потому что это очень изменило мою жизнь. Я начала дышать.