Крохоборство

Трудовой спор, возникший год назад в Даугавпилсе между заводом приводных цепей (нынче он называется AS Ditton pievadнзюu rыpnоca ) и его бывшим заместителем главбуха Марией Юрченок, на днях докатился до олимпа Фемиды.


Мария отвоевала у миллионера свои 700 латов


Сенат Верховного суда вынес жесткий вердикт, который обжалованию не подлежит. Во-первых, кассационную жалобу ответчика-завода отклонить. Во-вторых, решение коллегии по гражданским делам Латгальского окружного суда, вынесенное в рамках названной тяжбы, оставить в силе. Это значит, что крупнейшему предприятию не только в Латгалии, но и во всей Латвии все же придется раскошелиться в пользу бедной женщины более чем на 700 латов.

Ветераны не в почете


Мария – ветеран завода приводных цепей. Пришла сюда прямо со школьной скамьи. Было это тридцать лет назад – 23 апреля 1975 года. Редкостный пример преданности одному предприятию!

Однако работодатель вместо почестей ответил долголетней работнице черной неблагодарностью. Мало того что уволил, не объяснив почему, так еще беспардонно залез ей в карман.

- Меня уволили в связи с сокращением численности работников, – рассказала «Часу» Юрченок после завершения тяжбы. – Закон о труде обязывает работодателя при таких увольнениях выплачивать выходное пособие, размер которого зависит от стажа работы. Если он насчитывает более 20 лет, как у меня, то причитаются четыре среднемесячные зарплаты. А Ditton мне выдал на руки пособие, в четыре раза меньшее по величине. И бюллетень оплатил менее чем наполовину…

О том, как происходила безобразная сцена залезания в карман ветерану, повествуют материалы тяжбы. В частности, в исковом заявлении Юрченок, поступившем в Даугавпилсский городской суд 17 января прошлого года, читаю: «10 января 2005 года я после закрытия больничного листа и истечения месячного срока уведомления об увольнении явилась на завод, чтобы выполнить последние формальности. К моему приходу уже было заготовлено распоряжение, где моим последним рабочим днем значилось 11 января 2005 года и предусматривалась выплата выходного пособия в размере одной среднемесячной зарплаты. Я попросила произвести со мной расчет на основании ст. 112 п. 4 Закона о труде – то есть выплатить пособие в размере четырех среднемесячных зарплат. Тогда мне вместо этого распоряжения дали подписать другое распоряжение, тоже заранее заготовленное, в котором датой моего увольнения уже считалось 31 декабря 2004 года и предусматривалась выплата пособия в размере одной среднемесячной зарплаты. Соответственно мне не был оплачен в полном размере бюллетень, который продолжался и после 31 декабря 2004 года. Распоряжение я подписала, но сделала на нем свои замечания со ссылкой на закон…»

Подоплека рокировки


Чтобы понять, зачем потребовалась заводу Ditton рокировка распоряжениями об увольнении Юрченок, нужно заглянуть в тот же Закон о труде, вступивший в силу 1 июня 2002 года. Эпилогом к этому нормативному акту служат Переходные положения. Здесь в п. 3, в частности, сказано, что до 1 января 2005 года при расторжении трудового договора на том основании, что сокращается численность работников (как это имело место в истории с увольнением Марии), следует выплачивать выходное пособие в размере одной среднемесячной зарплаты. То есть до означенной даты размер трудового стажа при начислении такого пособия не принимался во внимание.

А уже после 1 января 2005 года вводились четыре вида выходных пособий, величина которых зависела от стажа. В частности, тем, кто проработал, подобно Юрченок, более 20 лет, следовало выплачивать на прощанье четыре среднемесячные зарплаты.

В результате подгонки даты на распоряжении (оформление его не 11 января 2005 года, а 31 декабря 2004 года) Мария недосчиталась не только 11 суток к стажу, но и трех среднемесячных зарплат. А завод соответственно наварился на откровенном одурачивании ветерана производства, представ в роли примитивного крохобора.

А ведь в 2004 году, на исходе которого и уволили заместителя главбуха, оборот завода составлял 7,5 миллиона латов, а прибыль – 92 тысячи латов. И еще один любопытный в этой связи штрих: президентом AS Ditton pievadнзюu rыpnоca и одновременно совладельцем этого общества (20 процентов акций) является  Эдуард Завадский, устойчиво занимающий место в списке латвийских миллионеров.

«11 дней стажа вернуть…»


7 октября прошлого года датирован вердикт коллегии по гражданским делам Латгальского окружного суда под председательством Валентины Лоховой в тяжбе «Юрченок против Ditton ». Он обязывал работодателя-ответчика изменить дату увольнения с 31 декабря 2004 года на 11 января 2005 года. С принудительным возвратом 11 дней в стаж ветерана предприятия автоматически решались другие исковые требования Марии – о выплате выходного пособия в размере 687,06 Ls, о возмещении больничных денег в размере 33,28 Ls. Суд обязал работодателя внести в госказну пошлину в размере 108,51 Ls.

- Я подавала иск к заводу и о своем восстановлении на работе, – продолжает вспоминать Мария. – Но сделала это с опозданием. В итоге этот вопрос судом по сути не рассматривался. Теперь я рада, что так сложилось. У меня другая работа, несравнимо лучше, чем была. И одна мысль о том, что я могла вернуться туда, где так безобразно обращаются с людьми, приводит в панический ужас…

Все бумаги для суда в этой тяжбе подписывал от имени ответчика вице-президент завода Ditton Петр Дорофеев. Но все мои попытки взять у него комментарий по итогам позорного увольнения оказались тщетными. На пути к нему жестко держала оборону секретарь. После очередного доклада «наверх» о моем звонке она сообщала традиционное: «Вице-президент занят…»

В итоге мне предложили пообщаться с заводским юристом, что я отвергла. У меня уже был горький опыт общения с этим господином по поводу другой, не менее позорной тяжбы – о том, как четверо инвалидов, изуродованных на этом производстве (Петр Роговский, Татьяна Колодина, Тамара Котина и Рипиния Ермолаева), отвоевали, тоже дойдя до cената Верховного суда, полагающееся им по закону ежемесячное, весьма ничтожное компенсационное пособие (и здесь гадкое крохоборство налицо!). С того конца провода тогда, год назад, несся нескончаемый рык вместо интересующего меня комментария. Зачем еще раз нарываться на должностное хамство?.. Тем более что из публикаций в местной прессе я знала, что в стиле рыка администрация Ditton всегда общается с «четвертой властью». Кстати, все бумаги в тяжбе четырех инвалидов с миллионером тоже подписывал Дорофеев.

Вице-президент завода Ditton мне знаком и в другом качестве. На последних выборах в Даугавпилсскую городскую думу (в марте прошлого года) он метил попасть в депутаты. Баллотировался по списку «партии священников». За пределами предприятия – на телеэкране, в других средствах массовой информации – он энергично убеждал потенциальный электорат в том, как ему дороги христианские идеалы, дарил детям велосипеды, не скупился на рассказы о других добрых поступках. Но слухами полнится земля. Не удалось Дорофееву одурачить даугавпилчан в таком масштабе, чтобы завоевать мандат. Надеюсь, что избиратели проявят такую же бдительность и на предстоящих выборах в Сейм, если этому господину снова достанет наглости принять участие в марафоне за депутатским титулом.

Справка


Согласно ст. 112 Закона о труде при увольнениях, связанных с сокращением численности работников, с 1 января 2005 года установлены следующие размеры выходных пособий в зависимости от продолжительности трудового стажа у соответствующего работодателя:

если работник был задействован менее 5 лет – в размере одной среднемесячной зарплаты;

если работник был задействован от 5 до 10 лет – в размере двух среднемесячных зарплат;

если работник был задействован от 10 до 20 лет – в размере трех среднемесячных зарплат;

если работник был задействован свыше 20 лет – в размере четырех среднемесячных зарплат.

20.02.2006 , 10:05

chas-daily.com


Темы: ,
Написать комментарий