Размер откатов вырос до 25%

Девять из 10 опрошенных латвийских предпринимателей не доверяют государственным учреждениям, открыто заявляя: победить в объявляемых тендерах зачастую возможно только благодаря взяткам. При этом с наступлением кризиса аппетиты должностных лиц выросли почти вдвое.

Уровень восприятия коррупции в Латвии вернулся на уровень 2002 года, свидетельствуют результаты исследования международной организации Transparency International. Представленный во вторник обзор охватывает 70 тыс. респондентов из 180 стран мира.

Индекс восприятия коррупции оценивается по десятибалльной шкале. Чем выше отметка, тем, по мнению общественности, меньше проблем со взяточниками в конкретной стране.

Рейтинг Латвии — 4,5, что на полпункта меньше, чем в прошлом году. В результате страна разместилась в рейтинге на 56-й строчке. Первое место заняла Новая Зеландия (9,4), а последнее — Сомали (1,1). Лучший результат среди стран бывшего СССР продемонстрировала Эстония (6,6 балла, 27-е место). Худшие показатели — у Узбекистана (1,7 балла, 174-е место).

В Латвии итоги опроса во вторник представило общество за открытость Delna. Ее директор Лаура Микелсоне на пресс-конференции перечислила причины, из-за которых индекс пошел на убыль. Ими стали увольнение бывшего начальника Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией Алексея Лоскутова, вызванное пропажей денег из сейфов учреждения, и проволочки с назначением нового начальника бюро. Свою роль сыграли констатированные Госконтролем нарушения при использовании бюджетных средств в ряде министерств, а также разбазаривание средств при строительстве в Риге Южного моста и вызвавшие массу вопросов обстоятельства передачи государства контрольного пакете Parex banka.

Недостаточное осуждение взяточничества обществом тоже отразилось на итоговом показателе Латвии. В качестве примеров Лаура Микелсоне назвала повторное выдвижение обвиняемого в коррупции мэра Вентспилса Айвара Лембергса в качестве кандидата в премьеры, назначение бывшего руководителя Криминального управления таможни Владимира Вашкевича заместителем гендиректора Службы госдоходов, несмотря на аннулирование его допуска к гостайне, а также то, что кандидатами в премьеры от своих партий названы причастные к юрмалгейту Андрис Шкеле и Айнар Шлесерс.

Любопытен и такой факт: недоверие к латвийским госучреждениям проявили 87% опрошенных бизнесменов. По словам председателя правления Латвийской торгово-промышленной палаты Жанеты Яунземе-Гренде, коммерсанты открыто заявляют: за победу в различных конкурсах чиновники требуют у них взятку. Причем со снижением зарплат в госсекторе выросли и аппетиты должностных лиц. Если раньше стандартный откат составлял 10% от сметы, то теперь он вырос до 15-20%.

Впрочем, как рассказала заместитель председателя Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией Юта Стрике, продажные чиновники все же учитывают платежеспособность “клиента”, и диапазон их аппетитов варьируется от 5% до 25% от суммы заказа. При этом взятки даются чуть ли не “борзыми щенками”: откат может включать в себя и строительство дачи, и выдачу путевки на отдых.

Самые коррумпированные отрасли Латвии, по мнению г-жи Стрике, — здравоохранение, оборона и строительство. Во всех этих отраслях у должностных лиц есть отличные возможности для сокрытия своих деяний. По ее словам, бизнесмены заинтересованы в том, чтобы платить налоги и нормально работать, но им приходится либо интегрироваться в навязываемую государством систему и платить, либо покидать страну. Латвийский бизнес, констатировала г-жа Стрике, предпочитает приспосабливаться.


Написать комментарий