Латвия фактически потеряла независимость

На вопросы "Часа" отвечала политолог Илга Крейтусе

“Ситуация с бюджетом очень четко продемонстрировала один аспект: Латвия фактически утратила свою независимость! Да, правительство утвердило проект бюджета, но оно не может передать его в Сейм, пока бюджет не утвердят МВФ и Еврокомиссия. А это значит, что случилось то, что прогнозировалось: Латвия постепенно перестает быть независимым государством, которое само решает, как ему поступать, и оказалось под контролем международных структур. Хоть мы и стараемся не говорить об этом и не желаем это признавать. Это первый важнейший аспект ситуации.

Но есть и второй. Да, никаких волнений и беспорядков не наблюдается, но апатия людей велика. А с точки зрения оценки политической ситуации, трудно сказать, что опаснее – активные действия, когда ты можешь видеть и контролировать то, что делают люди (даже если это выливается в форму каких-то протестов!), или глубокая апатия, которая может усыпить и создать впечатление, что люди никогда ничего не будут делать. И тут вдруг может произойти взрыв. Скоро Конституционный суд объявит свое решение о пенсиях. Все активнее становится профсоюз полицейских. Самоуправления увидят, какие новые налоги ожидают их в следующем году. Это и многое другое сойдется вместе, и мы можем дождаться, что апатия приведет к взрыву. И я очень не хочу, чтобы это произошло.

А еще проект бюджета показал, что мы не в состоянии создать бюджет развития. Нам предлагается бюджет выживания, созданный в большевистском духе: давайте отнимем у тех, у кого что-то есть, и не дадим тем, у кого ничего нет, а в итоге сделаем всех одинаково бедными! Хотя надо дать тем, у кого что-то есть, возможность получить еще, и попытаться сделать всех более или менее зажиточными.

Глядя сегодня на механизм сотрудничества с МВФ, у меня возникают все более обоснованные сомнения, что правительство Латвии действовало в интересах латвийского народа и развития народного хозяйства, а не стремилось получить деньги любой ценой – чтобы только сохранить свои кресла.

Правительство делает все, чтобы сохранить за собой свои кресла. Потому что ни министры, ни депутаты в практической жизни ничего не умеют. Уберите их из правительства или из Сейма, и они станут интеллигентными безработными и им еще придется платить пособия. А что касается их работы, то они ничем не отвечают за свои решения. Как это продемонстрировал случай с банком “Парекс”. Как это продемонстрировали случаи расходования государственных средств – например, заключение договоров о страховании здоровья сотрудников вопреки распоряжению премьер-министра. Наша так называемая политическая ответственность практически становится безответственностью. Что создает реальную возможность работать, не отвечая ни за что, и использовать время пребывания во власти на то, чтобы обеспечить собственное благополучие.

Какие-то изменения произойдут только тогда, когда люди сами поймут, что надо что-то менять. Потому что наша политическая элита абсолютно равнодушна к тому, что происходит внизу. Надо добиться, чтобы низы больше не хотели жить по-старому. Что же касается верхов, то они давно уже не могут жить по-старому, но низы с этим пока еще смиряются. Когда низы перестанут смиряться, тогда и ситуация изменится…"


Написать комментарий