Банки теряют вкладчиков и миллионы, но Parex остается лидером латвийского рынка по объему вкладов

Экономические потрясения вызвали перераспределение вкладов (читай: доверия вкладчиков). Латвийские банки по-разному выглядят в свете кризиса.

В целом из банковской системы Латвии за 9 месяцев этого года было изъято более 750 млн. латов, или 7,7 % всего портфеля вкладов. Если ситуация не ухудшится и данная тенденция останется в силе, то за нынешний год банки потеряют около 1 млрд.латов, пишет Телеграф.lv.

Впрочем, это только статистика. На самом деле ситуация гораздо печальнее, так как к 750 млн.латов надо бы добавить “сбежавшие” частные вклады еще на 600-700 миллионов. Их было вынуждено компенсировать государство путем накачки национализированного Parex banka бюджетными средствами. В таком случае среднегодовая скорость утечки вкладов может приблизится уже к 2 млрд. латов в год.

Ясно, что долго так продолжаться не может. Если ничего не изменится, то лет через пять в графе “Вклады латвийских банков” будет стоять ноль.

Изъятие вкладов объясняется общей финансовой нестабильностью в мире и особой нестабильностью в банковском секторе Латвии. Неудивительно, что сотни миллионов латов спешно перекочевали с банковских счетов в чулки и матрацы: память латвийского вкладчика хранит воспоминания о Banka Baltija и RKB (ныне DnB NORD banka).

Есть, впрочем, и другие толкования стремительного оттока вкладов. В Латвийской ассоциации коммерческих банков, например, любят рассказывать о падении доходов жителей Латвии, что вынуждает их активно использовать заначки, отложенные в жирные годы.

В абсолютном выражении (не считая Parex banka) больше других потеряли два шведских (Swedbank и SEB) и два банка с российскими корнями (Latvijas Krājbanka и LTB Bank). В общей сложности с начала года шведско-российский квартет потерял две трети миллиарда латов.

Отдельно проходит Parex. Несмотря на то что национализированный банк занимает первое место в латвийском топе банковских вкладов, сложно воспринимать его полтора с лишним миллиарда латов как признак высокого доверия вкладчиков. Около трети из этой суммы — государственные вливания, призванные удержать ликвидность Parex banka на более-менее приличном уровне. Значительная часть остальных вкладов остается в банке не по своей воле. Госструктурам изымать свои средства из Parex banka было запрещено еще предыдущим премьером Иваром Годманисом, а частных вкладчиков в этом банке во многом удерживают ограничения, объявленные Комиссией рынка финансов и капитала.

Срок ограничений истекает 30 ноября, однако будет продлен еще на неопределенный срок. Так что Parex banka еще долго будет оставаться латвийским “лидером” по объему привлеченных вкладов.


Написать комментарий