Контрольная на тему Parex, или «Я знаю, что вы делали и чего не делали в прошлом ноябре»

Бывают ситуации, когда приглашение присесть звучит двусмысленно.
Бывают ситуации, когда приглашение присесть звучит двусмысленно.
Завтра у премьер-министра Латвии Валдиса Домбровскиса назначено свидание с госконтролером Ингуной Судрабой.

Во время этого рандеву премьера ждет много волнительных минут. Так, он узнает, благодаря каким действиям и бездействию его предшественника Иварcа Годманиса (а также других и ныне действующих должностных лиц) из банка Parex утекло более миллиарда латов. И это уже после того, как он перешел в ведение государства и оно вкачало в банк сотни миллионов латов. И почему из первоначального текста соглашения о перенятии банка исчезли требования к его экс-владельцам.

Пробоину не заметили

В госконтроле “Часу” сообщили, что пресса получит доступ к результатам ревизии Parex в четверг. Пока мы можем оперировать только сведениями, прозвучавшими в эфире телевизионной передачи “Ничего личного” канала TV3.

Следует напомнить, что первые сигналы о том, что с банком не все в порядке, появились уже в конце августа прошлого года. Было ясно, что налицо стремительная утечка денег. Начинать беспокоиться по этому поводу следовало Комиссии по рынку финансов и капитала (КРФК) и Банку Латвии, но никаких решений с их стороны не последовало. Кстати, именно руководители этих структур получают у нас самые большие зарплаты. За контроль над деятельностью банков.

Куда делись 10 условий?

В сентябре и октябре деньги продолжают покидать банк, как крысы тонущий корабль. И в начале ноября разыгрывается главное действие драмы: на закрытой части заседания правительства обсуждается договор с Каргиным и Красовицким, которые попросили у государства 200 млн. латов, чтобы рассчитаться с очередными платежами по синдицированным кредитам. В этом договоре правительство ставит 10 условий владельцам Parex banka. 8 ноября правительство объявляет, что государство берет под контроль Parex banka и вкладывает в него 200 млн. латов.

Надо отдать должное КРФК: на этом заседании она просит наложить ограничения на финансовую деятельность Parex, но правительство по одному ему известным причинам этого не делает. На следующий день начинается самый сильный отток денег из Parex banka. С 8 по 22 ноября из него ушло 457 млн. латов. КРФК вновь просит наложить ограничения, но правительство вновь этого не делает. И лишь 1 декабря, после третьей просьбы, правительство накладывает ограничения на сделки Рarex banka. К этому моменту, по подсчетам госконтроля, из банка утекло чуть более миллиарда латов – 1 003 483 810 латов. Или, если рассчитать по количеству рабочих дней с 8 ноября, деньги из банка вытекали “под давлением” примерно в 7, 7 тысячи латов в секунду.

Самое интересное: утвержденный на заседании 8 ноября договор о вложениях между государством и акционерами Parex отличается от решений, принятых 4 ноября. Из договора исчезли неблагоприятные для Каргина и Красовицкого пункты, он более не содержит требования, чтобы они вложили все свои депозиты в основной капитал банка. В договоре более не значится, что в банк необходимо вложить и другое имущество, прямо или косвенно принадлежащее обоим совладельцам. При этом договор не отменяет особо благоприятных процентов по депозитам, оговоренных для акционеров и членов их семей. Еще 4 ноября такое требование в проекте договора было. В результате и по сей день банкиры и члены их семей имеют в своем бывшем банке 9 депозитов, которые приносят им ежемесячно 380 тыс. латов. Только представьте, что бы вы ни делали – работаете вы, обедаете или едете в трамвае, каждую секунду из карманов налогоплательщиков в карман банкирам капает около 15 сантимов.

“Серьезные клиенты” не в проигрыше?

После публичного подписания договора о переходе банка под крыло государства за символический лат 10 ноября оба бывших совладельца остались в его правлении. С формулировкой “только им известно, как работать с крупнейшими вкладчиками банка”, с так называемым топ-100. Между тем, как указал госконтроль, многие из этих клиентов-нерезидентов входят в международные списки подозрительных клиентов и обвиняются в мошеннических финансовых сделках. Несмотря на то, что Каргин и Красовицкий “знали как”, отток денег продолжился. После перехода банка к государству именно нерезиденты активно забирают из него свои деньги. Таким образом, можно предположить, что государство за счет налогоплательщиков спасло банкиров не только от синдиката международных банков, но и от недовольства вкладчиков из-за восточных границ, у которых, как известно, совсем иные способы “администрирования” долгов.

После перехода банка к государству оно вложило в него в целом 673,916 млн. латов без особых надежд на то, что эти деньги вернутся. Эта сумма составляет 37% от планируемых налоговых поступлений в 2009 году. Два вклада были вложены в банк до того, как было ограничено изъятие из него денег. Ничего не помешало уходу в сторону нерезидентов 403 млн. денег из латвийского бюджета. Госконтроль констатировал, что 60% вкладчиков Parex bankа не являются гражданами Латвии. Пути оттока денег свидетельствуют, что вложенные государством в конце ноября средства ушли за пределы Латвии.

И о мелочах. Остальные нарушения, на которые пошли представители государства – нарушение собственного слова и закона, – это для нас дело привычное. 8 ноября правительство Иварса Годманиса подписалось под тем, что все, что будет вложено в Parex bankа, – это 200 млн. латов и гарантия по синдицированным кредитам. Но затем одни вложения следовали за другими. Осенью утверждалось, что государство получит за это хорошие проценты. Однако вся прибыль была вложена в Parex bankа. Также в соответствии с докладом госконтроля при получении у МВФ займа 409 млн. в конце 2008 года был нарушен закон о госбюджете 2008 года. Закон предусматривал, что государственный внешний долг не должен превышать 1,68 млрд. латов, но эта планка была превышена на 960 млн. латов. Ссуда, которую государство было вынуждено взять для спасения банка, увеличила госдолг с 6 до 38%.

Попользовался – верни!

Красовицкий обещает метать миллионы, как лосось икру.

Если перенятие Parex banka невыгодно государству, то его учредители готовы снова взяться за банк и за короткое время сделать его прибыльным, заявил в интервью радио Baltkom бывший совладелец Parex Виктор Красовицкий.

По словам Красовицкого, бывшие совладельцы готовы за короткое время сделать банк прибыльным и за разумный период вернуть государству все вложенные деньги с процентами. “Судя по всему, 600 миллионов латов было закачано в Parex – это вполне реально вернуть за 1,5-2 года”, – прикинул банкир.

По словам Красовицкого, главной просьбой владельцев банка к правительству в октябре прошлого года было не забрать банк, а выдать госгарантии на возврат синдицированных кредитов. “Во всем мире, когда банкам помогали, ни один банк же не отобрали там у акционеров, а везде просто влили ликвидность, в том числе и в России так со всеми крупными банками сделали. Мы даже ликвидности особой не просили, нам нужны были только гарантии”, – отметил Красовицкий.

“Сценарий, который был разыгран и который сейчас критикуется госконтролем, он, наверное, был все-таки ошибочным. Не надо было у нас акции отнимать, надо было только помочь этому банку с ликвидностью и выдать гарантии, что мы, собственно, и просили”, – цитирует слова Красовицкого Mixnews.lv .

При перенятии банка, по словам Красовицкого, на его владельцев оказывалось давление. Акции банка перешли государству; акционеры и их близкие были вынуждены увеличить свои субординированные депозиты в банке под проценты значительно ниже рыночных.

Добро обжаловать!

Комиссия по рынку финансов и капитала (КРФК) намерена обжаловать выводы госконтроля, сделанные после ревизии процесса передачи Parex banka латвийскому государству, сообщила агентству BNS офис-менеджер председателя комиссии Анна Дравниеце. “Сейчас доклад о ревизии госконтроля является классифицированным (т. е. секретным). КРФК усматривает в нем недостаточную компетентность и существенные недостатки, поэтому планирует обжаловать констатации и выводы этого доклада”, – сказала она.

Цитата

Министр финансов Эйнарс Репше:

“Заключение по национализации Parex banka должны дать правоохранительные органы”.

Павел КИРИЛЛОВ


Написать комментарий