Diena: проспавшие «жирные годы» пытаются утащить с собой на дно и Латвию

"Старички" из "Народной партии" мобилизовали все свои оставшиеся ресурсы в последней битве за власть и деньги. При этом они рискуют либо не попасть в Сейм и правительство после следующих выборов, или вовсе до этой цели не дойти, лопнув по пути.

Выдавливание партийного “прагматика” и “регионального представителя” с должности руководителя парламентской фракции “НП” Мариса Кучинскиса и прикомандирование катастрофически непопулярного “члена партии номер один” Гундара Берзиньша к катастрофическому министру здравоохранения Байбе Розентале – хороший пример сложившейся катастрофической ситуации. Ядро старых членов сплотилось, чтобы “бороться за свои интересы”, однако самые разумные члены партии и волостные представители, которые после провала НП на выборах самоуправления в Риге остались последним серьезным ресурсом, вынуждены поторопиться с решением: или остаться верными интересам команды основателя НП Андриса Шкеле и потерять избирателей. Или покинуть тонущий корабль, пока он совсем не ушел ко дну.

Первый, кто покинет корабль, как только у него кончится топливо, будет сам Шкеле. Его “бизнес” – это государственная власть и для него ее сохранение гораздо важнее самого инструмента этой власти – его партии. Он даже сам может ускорить ее уход на дно, вернувшись из машинного отделения на командный мостик и дав команду к последнему залпу. Сейчас, накануне выборов в Сейм, идет перегруппировка политических сил и в создающейся новой картине для НП нет места не то, чтобы построить дворец, а даже приткнуть будочку.

Создаются четыре хорошо различаемые политические течения. “Честные латыши”, а именно “Новое время” и “Гражданский союз”. “Новые латыши”, то есть “тандем Шлестаковцов” – “Центр согласия” и “ЛПП/ЛП”. “Дурачки” или всеядные конформисты, а именно – “Союз зеленых и крестьян” с потенциальными декоративными “национальными” подпевалами и “Большой битвой за отечество”. Четвертые – это упертые последователи Жданок. Последние представляют из себя сравнительно малую, но весьма стабильную единицу.

НП как постоянная политическая сила не нужна ни одному из этих направлений и может надеется на присоединение или к “дурачкам”, которым проигравшие “жирные годы” будут только балластом. Опять же, пока Лембергс на свободе, им не нужны и деньги Шкеле. Или к “Шлестаковцам”, под чьим крылом они придутся более к месту, хоть при этом и потеряют последние признаки своей “латышскости”.

Шлесерс, очевидно, решил накануне выборов покинуть двусмысленное кресло вице-мэра Риги и пересесть в другое – кресло главы правительства, объединив свою и Ушакова партию под девизом: “Нил – в Риге, Айнар – в Латвии!” Этому циничному проекту циничные расчеты НП не в силах помешать, так же как и деньги Шкеле и сеть “своих”.

О желании НП прицепиться к ЦС симптоматически указывает и устройство бывшей советницы премьер-министра Калвитиса Илзе Стобовой на место главы бюро рижского мэра, и что еще более красноречиво – выдвижение чиновника по особым поручениям при Шкеле Раймонда Лагздиньша на пост советника Ушакова. Лагздиньш был главным исполнителем эпической попытки “Народной партии” уничтожить государственную систему безопасности, которую Вайра Вике-Фрейберга была вынуждена останавливать при помощи референдума и теперь его место у ушка Ушакова более чем показательно.

Однако свое место в Сейме НП придется добывать самим и это может оказаться непосильной задачей для главных виновников политики “жирных годов”, и потрясание кулаками перед носом правительства Домбровскиса этот процесс может усложнить еще больше.

Кроме того, не стоит слишком высоко оценивать возможности стратегического мышления локомотивов НП (например, приписывать им способность призвать в Таллин Мадонну, которая выступала там во вторник и завлекла к себе премьера Домбровскиса и президента Затлерса, пока НП в Риге выигрывала в правительстве битву за свой “оранжевый” бастион – Службу госдоходов). Предсказания лидеров НП в последние годы никогда не сбывались, их мастер-планы всегда проваливались. А экономическая ситуация в стране заставляла их все чаще и глубже проваливаться в ямы и ловушки, расставленные их коллегами и ими же самими. Конечно, НП не может ясно и четко сказать, каковы их реальные интересы, за которые партия так “бьется” в “Новым временем” не рискуя, что измученное своими ежедневными проблемами общество само ударит оранжевых. Если не в прямом смысле слова, так в политическом.

Последние маневры НП оставляют ощущение, что в их основе лежит вызванная неудовлетворенностью собой сверхчувствительность к угрозам, а не тщательно продуманный план. Недавний пример – метание между отказом подписать правительственное соглашение с МВФ, который сделал бы из НП идиота-самоубийцу и согласие подписать, что выставило НП просто дураками. Безнадежное выдвижение Розентале на пост министра здравоохранения можно рассматривать как часть плана по развалу правительства. При чем тогда не понятно, почему Берзиньша мобилизовали для развала на месяц позже, когда стало уже понятно, что Розентале сама себя “развалила” как представителя НП. Нынешняя мобилизация “старых кадров” – очевидная реакция на угрозу очень специфическим “интересам” – попытки правительства реорганизовать СГД. Партия даже отозвала из отпуска министра иностранных дел Мариса Риекстиньша, чтобы во вторник на заседании правительства он помог “бороться” за эти попахивающие мафией “интересы”.

Владельцы НП генетически не могут использовать свой единственный шанс остаться в политике – честно взять на себя ответственность за доведение страны до грани банкрота и взять на себя обязательно честно сделать все необходимое для преодоления кризиса. Все, на что они способны – продолжать врать и строить схемы. К сожалению, у НП остался только один потенциально разрушительный ресурс – сознательно, целенаправленно и близоруко, из чувства меркантильности и безнадежности идти ко дну, прихватив с собой не только это правительство, но и, вероятно, все латвийское государство.

Diena, Айвар ОЗОЛИНЬШ
Перевод Riga.Rosvesty


Написать комментарий