Латвийские ирландцы

В своей стране они родились, но не пригодились, а на Изумрудном острове становятся своими — и добиваются успеха.

Ирландцы все время свистят: на улице, на работе, в барах. Такая их особенность. Вот и насвистели кризис. Ирландия ведь первой в ЕС объявила о рецессии. Местные жители явно не знали русскую пословицу… Зато иммигранты, переселившиеся на Изумрудный остров из Латвии, не свистят. И у многих приезжих дела идут значительно лучше, чем у коренных свистунов: процент безработных среди иммигрантов ниже, чем у местных. Корреспондент “ВЕСТЕЙ” решил выяснить: как удалось нашим переплюнуть аборигенов?

Латвийский промысел

Латвия — страна рыбаков. Так о моей родине уже не первый год говорят ирландцы. Почему? Да потому, что самые большие артели по берегам Ирландского моря, пролива Святого Георга и собственно Атлантического океана держат приезжие из Прибалтики — литовцы и латвийцы.

Местные сейчас вообще почти в море не ходят, поскольку Евросоюз ограничил квоты на вылов рыбы и завалил прилавки магазинов импортными морепродуктами — рынок–то открыт. Вдобавок ЕС предложил рыбакам: если вас что–то не устраивает, тогда сдайте свои суда на металлолом — и получайте компенсацию за вынужденный материальный ущерб из–за строгих норм на лов рыбы. Так в Ирландии можно! Все элементарно: работать не надо, достаточно получать пособие по безработице (примерно 300 евро в неделю) и тратить деньги, вырученные по программе ЕС за судно, на котором ранее ходил в море, а теперь — распилил.

Основная масса местных рыбаков именно так и поступила. Еще бы — деньги сами плывут в сети! Но пособия скоро, что вполне логично, стали заканчиваться (равно как и деньги от распиленных судов), поскольку их платили год–полтора в зависимости от стажа работы, — и народ начал роптать. Только его никто не послушал: вы ведь сами решили стать официальными безработными, честно получили компенсацию, так теперь отдыхайте или получайте другую профессию, например — специалистов по IT–технологиям (их сильно не хватает на острове!). Халява, друзья, не вечна…

В итоге в море почти никто не ходил, и латвийские рыбаки, которые переселялись на Изумрудный остров целыми поселками с нищего побережья Курземе и Видземе, быстро заполнили опустевший сектор. В какой–то момент вообще до абсурда дошло. Небольшие ирландские городки, издревле жившие за счет рыбной ловли, вовсе лишились местных промысловиков, и когда приезжали люди из Прибалтики, их принимали с распростертыми объятьями, а еще — доплачивали, чтобы стимулировать народ трудиться. Латвийцы мало того, что неплохо стали зарабатывать на промысле (примерно 700 евро в неделю), но еще получали “подъемные” со стороны городских властей и даже — старые баркасы, видимо, те, которые не успели распилить на металлолом… В свою очередь ирландские рыбаки, позакрывавшие свои фирмы и продавшие суда, смотрели на иммигрантов волком: мол, понаехали тут!

День лобстера

12 июля во многих странах отмечали традиционный праздник День рыбака. Но в Ирландии он превратился в День лобстера. Дело в том, что наши промысловики делают основные деньги на лове не рыбы (на которую ЕС еще и квоты ограничил), но — креветок, омаров, лобстеров, крабов. Кроме того, всех этих членистоногих тварей морских намного охотнее принимают в магазинах и даже берут большими партиями на экспорт.

Ваш автор пообщался с одним ловцом лобстеров — Каспарсом МЕДНИЕКСОМ. Он в Латвии, в Рое, чуть ли не голодал с семьей, поскольку правительство угробило рыбный промысел; вынужден был даже браконьерством заниматься на Балтике. Зато в Ирландии за год профессиональной деятельности Каспарс купил уютный домик на берегу Дублинского залива, джип и планирует теперь открыть собственный магазин в столице республики.

Омаров и крабов Каспарс ловит ловко: знает места, где их особенно много. Например, недалеко от берега приморского поселка Хоут несколько лет назад потонул баркас: ирландец чересчур много выпил, возвращаясь с рейда, и направил судно на рифы. В трюмах затонувшего судна теперь полно добычи! Каспарс прекрасно знает и многие другие “объекты”: просвечивает глубины дорогим эхолотом (купил его после одного удачного похода в море), “видит” все места, где должны обитать полчища лобстеров, крабов и прочих креветок. Причем Каспарс больше никому не показывает “рыбные места”, ну точно грибник — лучшие участки леса, где растут белые…

Медниекс оставляет около затонувших судов ловушки: ящики, сплетенные из тугой веревки, с приманкой — рыбьими плавниками, хвостами, внутренностями. Лобстер, когда попадает в такой ящик, обратно вылезти не может — такая уж особенность конструкции ловушки. Каспарс привязывает по десять ловушек к пустой канистре или буйку, а потом забрасывает их ко дну.

А вечером он любит отдыхать в пабах за бокальчиком эля или стаута — это стало уже традицией после удачных выходов в море…

Борщ — залог успеха

Хорошо живется в Ирландии не только латвийским рыбакам, но и тем, кто решил открыть собственный бизнес, например — ресторанный. Только вначале всем приходится сталкиваться с особенностями кухни островитян. Год назад переселился в Дублин Андрей НЕСТЕРОВ, который в Риге держал несколько небольших ресторанов. Когда Латвия вздрогнула от кризиса, Андрею пришлось сворачивать дело. И решил он попробовать начать все с нуля, но — в столице Ирландии.

Приехал, снял в аренду помещение в районе Южного Дублина, где живут в основном ирландцы. Дело в том, что город разделен на две части речкой Лиффи: на южном берегу — богатые кварталы, крутые дома, роскошные рестораны и гостиницы, а на северном — селятся в основном иммигранты из африканских стран, Индии, Китая и Польши.

— Первое время дела шли плохо, — рассказывает Андрей. — Ирландцы не любят перемен, чего–то нового, редко заходят в “непроверенные” магазины, рестораны и бары. Иными словами: ходили дед и отец в конкретный паб по пятницам и субботам — “Гиннесс” пить, так туда и дети потянутся, а потом — и внуки, когда подрастут. Но я все же решил попробовать приучить народ к новой кухне — латышской. Я специально для этого дела привез из Риги несколько ящиков серого гороха, приготовил его по всем правилам, а потом… Все, что я сварил в первые дни, — протухло. Ну, думаю, надо разбираться с проблемой. Решил устроить презентацию продукта: вытащил на улицу стол, поставил котел с горячим горохом и шпиком, разложил все по мисочкам и принялся раздавать всем прохожим “экзотику”. Ирландцы от меня шарахались, но вдруг подошел негр, попробовал горох, потом позвонил кому–то по мобильнику — и вскоре у стола толкались, наверное, все родственники иммигранта то ли из Нигерии, то ли из Конго. А потом еще и китайцы подтянулись…

В общем, завязал я на время с горохом. Тут я узнал от одного знакомого, что ирландцы не знают настоящих супов, поскольку у них только “кремовые” — взбитая миксером масса. Приготовил я настоящий борщ! И вот он, как ни странно, ирландцам понравился. Вскоре ко мне в ресторан стали ходить целыми семьями!

Да, с борщом забавный случай вышел. Напротив моего ресторана держал свой один ирландец — О’Нил. Он увидел, что мои дела пошли в гору, и решил тоже борщ приготовить. О’Нил мне потом об этом рассказывал за бокалом пива. Конкурент прочел в Интернете рецепт борща и, казалось бы, все правильно приготовил, но… Уже приготовленный продукт он, зная, как готовятся “настоящие супы”, взбил миксером! Такое блюдо клиентам ресторана не пришлось по душе… К слову, теперь “на фоне” русского борща отлично продается и латышский серый горох!

Флорист made in Latvia

Есть у ирландцев одна особенность — они совершенно непривередливые и неприхотливые. Например, купил человек фотоаппарат — и сразу становится “профессиональным фотографом”: хотя снимает никак, но его работы пользуются успехом среди ирландцев. Написал студент книжку “мечта графомана” — и сразу же считается писателем и даже может получить под это какой–нибудь европейский грант. Или же: открыл ирландец цветочный магазин, где даже букеты составить не умеет, но дела его продвигаются успешно…

Пару месяцев назад из Риги в городок Уиклоу переселилась Винета БАЙКОВА — профессиональный флорист. Ну чем ей здесь еще, кроме как любимым делом, заняться! Причем ирландский банк предоставил даме кредит на пять лет. Заметьте, крупные ирландские компании не могут получить от банков ни еврика, а приезжая из Латвии убедила выделить ей крупную сумму!

— В Уиклоу уже было два цветочных магазина, но я решила попробовать себя, поскольку ирландские флористы ничем особенным клиентов удивить не могли. А в Латвии ведь очень сильная школа флористики, — замечает Винета. — Да, вначале люди проходили мимо магазина, а заглядывали только самые любопытные. Первые две недели я с помощницами стояла у дверей и буквально за руки тащила людей внутрь…

Зато сейчас клиенты к Винете не просто часто приходят, но делают заказы за несколько недель вперед — на свадьбы, дни рождения, похороны. Ирландия — страна маленькая: если кому–нибудь что–то понравится — вести распространяются по всему острову! И сейчас Винета обслуживает народ из самых разных уголков Ирландии.

Научи ирландца в хоккей играть…

Работа — работой, но и об отдыхе подумать не грех. Почему бы не заняться любимым спортом? А какой для приезжего из Латвии — любимый? Разумеется, хоккей! Но… Если у коренного жителя Изумрудного острова спросить, что такое хоккей, то он, скорее всего, ответит вопросом: это керлинг или бейсбол на льду? И можете себе представить чувства иммигрантов, которые до переезда в Ирландию играли в профессиональный хоккей, а здесь моментально опустились до уровня любителей, и вовсе не потому, что не могут больше крепко держать клюшку в руке…

Тем не менее, хоккейных клубов в Ирландии становится больше — прямо пропорционально тому, как на остров переселяются люди из Латвии. Сейчас на земле кельтов уже 12 клубов с двумя командами в каждом. Самый знаменитый — Latvian Hawks. Из него выросли многие другие клубы, например — Drogheda Icebreakers (Drogheda — Дроэда — крохотный городок близ Дублина). Его руководитель Игорь КАЛУГИН переселился на остров пять лет назад из Латвии, где чуть ли не с детства играл в хоккей. И каково ему здесь пришлось?

— Тяжело! — восклицает Игорь. — По сей день за все приходится платить самим хоккеистам. Да, есть какие–то спонсоры, но их мало. “Лед” на часовую тренировку стоит 250 евро. Мы с командой скидываемся, и получается примерно по 15–25 на каждого, а тренируемся дважды в неделю. Пока в Ирландии только один “полноценный” ледовый дворец — в районе Дундалк, но недавно построили еще и в местечке Финглас, который с сентября оборудуют для хоккеистов.

Мы постоянно ищем спонсоров, но… Вы обратитесь к любому прохожему на улице и спросите: “Что такое хоккей?”. Почти никто не ответит. Ирландцы не знают о существовании такого вида спорта. Когда в мае проходил чемпионат мира по хоккею, в местных новостях о нем даже не упомянули, в барах никто не смотрел прямые трансляции матчей, не болел за команды, по улицам с флагами и криками не ходил. В ноябре прошлого года наша команда играла на чемпионате в Валмиере — представляла там Изумрудный остров, флаг поднимала, гимн исполняла. Хотя в команде не играет ни один ирландец…

Впрочем, не буду очень сильно грешить на коренных островитян. Мы с друзьями заметили, что с каждым годом все больше ирландцев увлекается хоккеем. Но им далеко до иммигрантов из Латвии, у которых этот вид спорта в крови. На острове есть своя ассоциация хоккея и сборная Ирландии, где играют как иммигранты с постсоветского пространства, так и коренные жители. И ирландцы явно не конкуренты приезжим. Год назад у Latvian Hawks была дружественная игра с ирландской сборной. Счет — 13:6! Хотя Latvian Hawks выставила на лед только пятерых сильных игроков, а остальные были явно не в форме. В этом году на чемпионате наша команда Drogheda Icebreakers выиграла у ирландцев со счетом 12:2. Не до шуток!

В 2008–м Latvian Hawks участвовала в играх Celtic cup — “Кельтского кубка”, объединяющего команды из Ирландии, Англии, Шотландии. Отличие последних двух стран от Ирландии в том, что на нашем острове весь хоккей на любительском уровне, а в Шотландии и Англии игроки получают деньги, они — профессионалы. Но, думаю, со временем ситуация изменится: люди из Латвии будут добиваться справедливости!

16–летний Геракл

Наши люди вообще поднимают ирландский спорт! Вот открывают для местных “экзотику” — хоккей, а еще — показывают, насколько крепки мускулы русских. Несколько лет назад в Ирландию с семьей перебрался из земгальского хутора Виталий АЛЕКСАНДРОВ — тогда еще совсем мальчишка, а теперь — один из самых крепких парней страны! Хотя Виталию всего 16 лет, он уже стал чемпионом Ирландии по пауэрлифтингу — жиму штанги лежа.

— В детстве я спортом всерьез не занимался, разве что был в школьной сборной по баскетболу и шахматами увлекался. Пошел в зал, когда уже переехал в Ирландию. Посмотрел, как старший брат Эдуард занимается, и решил не отставать, — вспоминает Виталий. — Кроме того, в городке Каррикмакросс (неподалеку от Дублина), где мы живем, особенно–то и делать нечего. И затянуло так, что сразу после школы бежал на тренировку: по четыре раза в неделю занимался, а то и по пять! И тут вдруг один знакомый мне сказал, что в стране регулярно проводятся соревнования по пауэрлифтингу. А почему бы не испытать себя?

В сентябре прошлого года Виталий Александров решил поучаствовать в чемпионате. Сходу занял второе место! Он выступал в возрастной категории до 16 лет и в весе до 75 килограммов. А в этом году Виталию досталось “золото”! Отжал от груди 97,5 килограмма.

— Об ощущениях, которые я испытал, и не рассказать. Восторг! Но… Это не повод задирать нос, надо работать еще и еще, чтобы добиться большего, — подчеркивает собеседник.

Интересуюсь у победителя: какие ждут перспективы? Ведь пауэрлифтинг — не тот спорт, где с чемпионами в Европе заключают многомиллионные контракты, перекупают… Но все же — перспективы серьезные. Скажем, могут быть приятные бонусы при поступлении в университет: стипендия и даже дополнительные деньги.

— Я, как и старший брат, планирую подать документы в дублинский Тринити–колледж — вуз, статус которого приравнивается к Кембриджу и Оксфорду. Правда, на какой факультет, еще решаю: или поступлю на отделение бизнеса, или — европоведение (дисциплина, включающая и экономику, и политологию, и социологию)…

Сейчас Виталий готовится к новому чемпионату. Это — самое серьезное испытание: чемпионат мира, который состоится в сентябре в Англии. Там Виталий будет представлять Ирландию. Нет, вы только вдумайтесь: русский парень, иммигрант из Латвии, будет бороться за честь Ирландии!

Конечно, не у всех латвийцев дела на острове столь успешны и далеко не каждому живется легко, но… Но, вопреки информации в латвийских СМИ, приезжие очень неохотно возвращаются в страну на берегу Балтийского моря, а если и поступают так, то вскоре уматывают обратно. Все же нужен им берег ирландский, и чужая земля становится постепенно своей…

Забота о безработных

Пособие на всю семью может доходить до 42 000 евро в год

Сейчас остров накрыла волна кризиса, как впрочем, и другие страны мира. Ирландское правительство обнародовало план по сокращению госрасходов: урезание социальных пособий, увольнение госслужащих и упразднение министерств. Так планируют сэкономить около 5,3 миллиарда евро и заткнуть дыру в бюджете.

Обрезание по–ирландски — это: снизить все социальные пособия на 5%; сократить почти 7 000 рабочих мест в сфере образования и здравоохранения; закрыть министерства по делам общества, сельской местности, гэльского (ирландского) языка, искусств, спорта и туризма; снизить число городских и областных самоуправлений; сократить число посольств за рубежом; уменьшить помощь развивающимся странам…

План, подготовленный экономистом Колмом МАККАРТИ, уже вынесен на обсуждение в парламент, и правительство, скорее всего, примет бОльшую часть пунктов, а профсоюзные лидеры в таком случае пообещали забастовки. Но! Параллельно с этим правительство подготовило крутой подарок для иммигрантов, которые сидят без работы. В Ирландии можно получать 42 000 евро в год, ничего не делая.

Надо только каждую неделю приходить в офисы соцобеспечения за “подкормкой”. Безработный, у которого есть жена и трое детей, получает немало. Ему полагается 204,30 евро в неделю в виде собственно пособия по безработице, 135,60 в неделю — на жену–иждивенку, 232,15 в неделю — на оплату жилья, 123,46 в неделю — пособие на трех детей. Вот и выходит 803,09 в неделю или — почти 42 000 в год! При этом средняя зарплата в Ирландии — 33 000 евро в год (до уплаты налогов)…

Автор: Игорь Мейден


Написать комментарий