Жадность ректора сгубила

Руководство латвийских вузов взбунтовалось: костьми ляжем, но оклады резать не дадим…

А оклады, надо заметить, на грани фантастики! Так, глава Рижского университета Страдыня получает более 11 тысяч латов в месяц. Это в 6 раз больше, чем заработок премьер–министра страны! Чтобы приструнить мятежников, их наряду с остальными чиновниками подведут под одну зарплатную “гребенку”. Таким образом, размер вознаграждений ректоров будет определять не университетский сенат, а Кабинет министров…

“Дорогой” наш ректор

По данным центра исследований Baltic screen, ректор главного медицинского вуза страны Янис Гардовскис обошел по уровню официальных доходов даже президента Банка Латвии Илмара Римшевича. Куда там банкиру с его 126 518 латами годовых тягаться со светочем науки (135 030 латов в год)! Невозмутимые социологи и те удивились — а еще говорят высшее образование страдает…

“Гонорары” шефа ЛУ заметно ниже, чем у коллеги. Всего–то 81 043 лата, или в среднем 6753 лата в месяц. На пятки г–ну Аузиньшу наступает ректор ДУ Арвид Баршевскис. В его декларации за 2008 год фигурирует сумма 49 683 латов (4140 ежемесячных). Управляющий Латвийской музыкальной академией Артис Симанис отхватил 43 180 латов (3598 латов в месяц), предводитель Ventspils Augstskola Янис Вуцанс — 46 143 лата (3845 латов в месяц), глава Академии культуры Янис Силиньш — 36 499 латов (3041 лат в месяц). Замыкает семерку “лидеров” ректор небогатого Лиепайского университета Оскар Зидс — 29 972 лата (2497 латов в месяц).

Столь щедрое вознаграждение объясняется чрезвычайной загруженностью главных администраторов вузов. Менеджмент, педагогическая и научная деятельность вынуждают ректора держать руку на пульсе 24 часа в сутки. Дабы не терять профессорского апломба, многие из них еще и “практикуют”. К примеру, г–н Гардовскис — действующий хирург, Симанис — саксофонист, руководитель Академии искусств — художник. При этом непомерная занятость не мешает тому же г–ну Зидсу подрабатывать в Лиепайской думе, Латвийском университете, Валмиерском районном совете и даже Госцентре молодежных инициатив. Дополнительных источников г–на Симаниса не перечесть — их больше десяти.

МОН безмолвствует

Еще один аргумент в пользу сохранения окладов, озвученный в разговоре с “ВС” председателем Совета ректоров, боссом Банковской высшей школы Татьяной Волковой, — престиж латвийского высшего образования: “Снизить зарплату, значит уронить наше достоинство в глазах европейских товарищей по цеху. В урезанном варианте мы не сможем конкурировать с зарубежными вузами в плане привлечения лучших педагогических кадров”.

Доля истины здесь есть: сегодня профессор получает не больше 700 латов, а лектор — 300 латов на руки. Вряд ли заезжий ученый позарится на такие гроши. Но какое отношение весьма скромное жалованье академического персонала имеет к многотысячным “получкам” самих ректоров, непонятно…

Министерство образования сохраняет нейтралитет. В недавнем интервью Naetkarīgā директор финансового департамента МОН Инга Штале заявила, что ведомство не намерено вмешиваться в финансовую “кухню” вузов. С той мыслью, что ректор — не бюрократ, проедающий выделяемые Госкассой дотации, он — бизнесмен. И если его дела идут успешно, почему нужно отказывать ему в “дивидендах”?

Депутатам обидно

Узнав, что в режиме тотальной экономии кто–то из лиц, приближенных к госбюджету, позволяет себе шиковать, депутаты сейма подняли тревогу. В то время как учителям урезают ставки, университеты продолжают работать в автономном режиме, меняя заработный фонд по собственному усмотрению, возмутилась член парламентской комиссии по образованию и науке Ингуна Рибена. Минимальный уровень окладов преподавателей и ректора определяют правила МК, а принципы оплаты и размер доплат за обязанности сверх нормы — участие в проектах, экспертиза, научные разработки и т. д. — решается в узком кругу управляющих вузом. А тут уж какие только заслуги перед “отечеством” не приписывают!

Необходимо создать единый механизм оплаты труда для всех должностных лиц, включив в список подконтрольных и сотрудников alma mater. Резерв на зарплаты чиновникам известен. Если все будут подчиняться единым правилам игры, бюджет удастся вытянуть, полагает Рибена.

Экс–министр образования Байба Ривжа придерживается того же мнения: “Закон наделил вузы известной степенью самостоятельности, как и самоуправления… Но в условиях кризиса муниципальные власти наряду с госаппаратом пошли на сокращение зарплат. Университеты остались при своем… Хорошо жить не запретишь, но из чувства солидарности они должны установить для себя разумные рамки”.

Под монастырь не пойдем!

Впрочем, скоро за них это сделает сейм. Министерство финансов планирует в кратчайшие сроки буквально ополовинить ректорский “пенсион”. Проект закона “О единой системе оплаты труда служащих государства и самоуправлений” предполагает значительную зарплатную перетряску. Каждая должность — работник университета ли, военнослужащий, секретарь районной думы или член правления Rīgas siltums — будет иметь свой денежный лимит с четко заданным верхним рубежом. Для институтов сделают поблажку: устанавливаемый размер доплат, компенсаций, соцгарантий и премий будет носить рекомендательный характер.

Однако ректоров подобное предложение не устроило. Ассоциация латвийских университетов тут же настрочила гневное письмо “до востребования” с призывом не включать их в общие рамки. “Бюджетные дотации и так снизились почти вдвое, — говорят жалобщики, — а теперь вы хотите отнять и наши зарплаты! Так мы окончательно потеряем стимул искать альтернативные источники доходов для вузов”.

Примечательно, что “рекордсмен” Янис Гардовскис данное обращение не подписал, по официальной версии, ему в этом помешала… командировка.

Дискуссия продолжается, известила “ВС” г–жа Волкова, Сейчас решается вопрос о том, кого именно отдадут на заклание Кабинету министров: академический персонал или администрацию домов науки. “За ректоров будем стоять до последнего, — уверяет она. — Ввести планку заработной платы не позволим: я не знаю ни одной профессии, к которой предъявлялись бы столько высокие требования. Даже на должность президента меньше отборочный тур. К тому же, тех окладов, о которых трубила пресса, уже нет. Уменьшены ли они на стандартные 20%? По–разному…”

Тем временем в отдельных вузах ставку педагогам сократили аж на 40%. Рядовых ведь не жалко…

Автор:  Ольга Соколова


Написать комментарий