Евгений Евтушенко

77 лет, знаменитый поэт-шестидесятник, впервые приехал на "Славянский базар" со своим творческим вечером "Роман с жизнью".

Я очень рад, что снова нахожусь на белорусской земле. Тот, кто читал мою поэму “Мама и нейтронная бомба”, знает, что мои корни в селе Хомичи Калинковичского района Гомельской области, где я нашел двух бабушек – сестер моего деда Ермолая Наумовича Евтушенко, расстрелянного в 1938-м году и реабилитированного в 1957-м…Тот приезд в Хомичи и общение с моими родными были одним из самых больших потрясений в моей жизни…

Я знал о фестивале “Славянский базар” и удивлялся, что за столько лет меня не пригласили в Беларусь, перед которой я ничем не провинился. Но я рад, что здесь нахожусь.

Видел на своем веку немало фестивалей. “Славянский базар” мне во многом очень симпатичен. Посмотрел большой концерт открытия, выступлений шесть мне понравились. Я поэт, и прислушивался к текстам. К сожалению, много непрофессиональных, удручающих. Вот, к примеру, многие тексты песен военных лет тоже были несовершенными, но они подкупают искренностью. Не было такой безвкусицы, как у нынешней триумфальной попсы, которая развратила молодежь.
Конечно, заставить любить литературу невозможно. Но мы потеряли хорошие традиции, которые у нас были, – публичные выступления перед самыми разными аудиториями. Мы видели людей. Надо возвращать ситуацию общения писателя с читателями.

Вот в Америке действуют не меньше 30 лекционных бюро, которые занимаются исключительно устройством таких встреч с писателями. В бюджет американского университета заложены деньги на приглашение писателей, которые формируют и держат уровень литературного вкуса. Вот что надо бы заимствовать! И воспитывать вкус. И это вопрос образования.

Сейчас преподаю русскую литературу и поэзию американцам. Им нравится. На мой курс приходит тот, кто хочет. Потом они получают разные специальности – компьютерщики, геологи, врачи… Я ввел также кинокурс, которого раньше не было, о европейском и русском кино. Ребята приходят совсем молодые, из школы. У нас в городе (c 1991 года Евгений Евтушенко живет в США, где преподает в университете города Талса, штат Оклахома) несколько театров, университетов, очень хороший клуб, где собираются любители русского кино.

Знаете, какой фильм пользуется у студентов особым успехом? “Летят журавли”! Эта замечательная картина до сих пор живет и трогает сердца. Сложный фильм для понимания молодежи – “Холодное лето 53-го”, но когда мои ребята плакали – это, конечно, тронуло мое сердце.

Однажды они меня порадовали. Показал им фильм “Ночной дозор”, ничего плохого о нем не говорил. Но встал огромный темнокожий парень и сказал: “Мистер Евтушенко, я от всех моих товарищей прошу остановить эту третьесортную голливудскую безвкусицу”…

Уже много лет я работаю над второй антологией – “Десять веков русской поэзии”, которую начнет “Слово о полку Игореве”. Это будет пятитомное издание. Надеюсь закончить в следующем году.

Я советую читать Дмитрия Быкова, он завоевал это право – быть читаемым. Он выпустил книгу стихов “Письма счастья”, у него серьезные книги о Пастернаке, Горьком, Окуджаве. У Быкова острейшие политические фельетоны – ухохотаться можно! Обязательно его фельетон включу в антологию.

“Алюминиевые огурцы” Виктора Цоя уже вошли в первую антологию. И Александра Башлачева я тоже включил. Во второй антологии его подборку сделаю еще больше, там будет также присутствовать Макаревич, включил я и БГ.

Некоторые песни я включаю в антологию, но, знаете, есть все-таки личные пристрастия. Не мог обойти песню “Шаланды, полные кефали”, но вот “Темную ночь” – песню, которую я обожаю – не включил. Там такие чудовищные рифмы, что я не мог вставить ее в антологию. Хотя она трогает мое сердце.

16.07.2009 , 12:46

"Наша газета"


Написать комментарий