«Языковые» нормы незаконны!

Депутаты Сейма от объединения "Центр согласия" подали в Конституционный суд заявку, в которой просят признать противоправными и отменить нормы Кодекса административных нарушений, предусматривающие наказание за неиспользование госязыка.

Также “Центр согласия” считает, что должны быть отменены нормы правил Кабинета министров “О порядке проверки категории и объема знаний государственного языка, необходимых для выполнения профессиональных и должностных обязанностей”.

Заместитель председателя фракции “Центра согласия” Валерий Агешин ситуацию прокомментировал так:

- В статьях Кодекса административных нарушений, предусматривающих наказание за неиспользование госязыка, содержатся ссылки на некие нормативные акты. Например, в 201-й статье Кодекса административных нарушений говорится, что работник может быть наказан за неиспользование госязыка в объеме, необходимом для выполнения профессиональных и должностных обязанностей, если нормативный акт предусматривает использование госязыка.

В 41-й статье кодекса, предусматривающей наказание работодателя за заключение трудового договора с работником, не владеющим госязыком, так же содержится ссылка на некий нормативный акт. Ключевой вопрос: о каком нормативном акте в данном случае идет речь? Фактически это ссылка на правила Кабинета министров от 22 августа 2000 года за № 296 “О порядке проверки категории и объема знаний государственного языка, необходимых для выполнения профессиональных и должностных обязанностей”, а также о других правительственных правилах.

Но проблема в том, что Кабинет министров имеет право издавать нормативные акты только в том случае, если законодатель дал ему такое задание, установив границы компетенции правительства! Сейм – как законодатель – мог бы дать соответствующее задание Кабинету министров, сформулировав его, например, в законе “О государственном языке”. Но в законе “О государственном языке” речь об этом не идет! Фактически правила “О порядке проверки категории и объема знаний государственного языка, необходимых для выполнения профессиональных и должностных обязанностей” не соответствуют закону.

Кабинет министров, издав правила, превысил свои полномочия, фактически взяв на себя функции законодателя. В то же время 64-я статья Сатверсме гласит: законодательная власть принадлежит Сейму и народу, но никак не правительству. В связи с этим мы будем добиваться в Конституционном суде, во-первых, отмены норм кодекса, устанавливающих наказание на неиспользование госязыка, а также правил Кабинета министров “О порядке проверки категории и объема знаний государственного языка в объеме, необходимом для выполнения профессиональных и должностных обязанностей”.


Написать комментарий