Чего им не хватает, этим русским? 1

Новые эксперты президента о национальных проблемах.

Как мы уже сообщали, президент Латвии Валдис Затлерс создал Консультативный совет по вопросам нацменьшинств. Состав совета вызвал неоднозначную реакцию общественности. Мы обратились к трем членам КС, которые в соответствии со своим статусом представляют интересы русского населения — Елене Матьякубовой (Латвийское общество русской культуры), Иллариону Иванову (Старообрядческая община) и Роману Алиеву (директору русской Классической гимназии и главе Консультативного совета по вопросам образования нацменьшинств при Министерстве образования). Адресовали им один вопрос: с какими проблемами русского сообщества они выйдут на президента?

“Лучше делать, чем не делать!”

Елена Матьякубова: "Сразу подчеркну: поскольку совет при президенте имеет статус экспертного, мы лишь можем доводить до сведения президента информацию о тех проблемах, о которых мы знаем как руководители национальных обществ.

Меня лично волнуют содержание школьного образования и его конкурентоспособность. Необходимо оценить и проанализировать процессы, которые происходят в национальных школах. Ведь после введения реформы не было никакой экспертизы — только отдельные исследования. Декларативно государство создало Агентство по контролю за качеством образования, которое возглавила Эвия Папуле, но каковы результаты его деятельности, нам неизвестно.

Как директор частной профессиональной школы, считаю, что нам надо улучшать имидж профессионального образования, которое в Латвии котируется низко. За последние несколько лет сильно урезано профобразование на русском языке, хотя по закону в училищах и техникумах должны быть не только латышские, но и потоки с языковой пропорцией 40:60.

Третья проблема — государственная поддержка национально–культурных обществ, которые формируют гражданское общество. В условиях экономического кризиса им приходится особенно нелегко.

Поскольку КС не имеет реальной власти, то мы можем лишь обсуждать проблемы национальных групп, предлагать их решения. Кто–то мне возразит: сколько можно 17 лет говорить и ничего не делать?! Я отвечу: а как же супруги, прожившие 20 лет под одной крышей, идут на консультацию к психологу и там бурно выясняют отношения, жалуясь на взаимное непонимание?! Здесь то же самое — еще одна попытка услышать друг друга.

Люди, собранные в этом совете, очень разные, и позиция у них тоже разная. Это отражает реальную ситуацию в нашем обществе. Но позиция президента меня обнадеживает — на первой же встрече он заявил, что все мы должны стать единой командой, несмотря на разногласия".

Опыт старообрядцев уникален

Илларион Иванов: "Мне было предложено войти в КС как эксперту от Старообрядческого общества. Это было для меня неожиданно! Я ведь не занимаюсь политикой, не являюсь публичным человеком. Но я возглавляю общество, которое в прошлом году отметило свой вековой юбилей. Хотя обосновалось старообрядческое русское население на территории нынешней Латвии 350 лет назад.

Опыт старообрядцев уникален, и им можно и надо делиться: они всегда жили в иноязычном окружении, среди людей разных национальностей, и жили всегда мирно, сохранив и свои обычаи, и свою веру, и свой язык.

Я считаю, что возобновление работы КС при президенте — очень верная идея. Главная проблема нашей общины — проблема сохранения культуры и родного языка. Не в правилах старообрядцев давать громкие обещания, так что я просто скажу: мне известны ожидания старообрядцев, и эти ожидания я попытаюсь донести до президента, который обладает правом законодательной инициативы".

“Всем детям — равные права!”

Роман Алиев: "Я согласился войти в совет при президенте, потому что проблемы школьного образования национальных меньшинств требуют серьезного анализа, обсуждения и поиска возможных решений. Кроме того, появилась надежда на серьезное отношение к проблеме межнациональных и межкультурных противоречий.

К сожалению, быстро прошло время жарких дебатов по проблеме двухобщинности государства. А меньше вопросов — меньше ответов. Наше общество потеряло интерес к этой проблеме. Может быть, тому причиной тяжелый груз прошлого, обиды, ошибки. И дистанция марафонская: бежим долго, а до финиша еще очень далеко.

“Дети независимости” доросли уже до совершеннолетия, а мы–то этого не заметили и не осознали одной важной вещи. Понять — это значит простить. Латышам нелатышей и наоборот. Признать, наконец, что ценностью для нас всех не может быть толерантность (терпимость). Жить по принципу “мне не нравится, но я буду терпимым” — значит, оставаться в плену стереотипов и заблуждений прошлого. Мне кажется, что правильнее — осознание себя проводником другой культуры через свою и наоборот. Реально ведь так и происходит. И такое взаимодействие — большая ценность.

И еще. Наши дети, ученики русских школ, должны иметь абсолютно равные права с учениками латышских школ. Выпускник любой школы Латвии не должен предъявлять какие–либо другие доказательства знания латышского языка, например, при устройстве на работу, или знания истории — при получении гражданства. Необходимо создать условия и предоставить возможности детям получать качественное образование. Именно нам, взрослым, отвечать за то, как наши дети знают языки, историю, географию, литературу, математику, как научились учиться, пользоваться информацией, принимать решения, аргументировать свою точку зрения, понимать и прощать".

Автор: Юлия Александрова


Написать комментарий

Чего им не хватает, этим русским?
Etim russkim nehvatajet togo že, čego i tem latišam - stabilnoj raboti =dohodov, dostupnogo obrazovanija i medicini. Detjam - sčastlivogo detstva, a starikam - dostojnoj starosti. Vot i vsjo. I kogda naše ljubimoje pravitelstvo smožet gramotno rukovoditj stranoj, i vsjo eto narod (ne otdelno russkije i latiši, a narod) polucit, togda i ne budet bolše razdelenija na vsjakije tam nacmenšinstva i titulnuju naciju. U nas tolko odna titulnaja nacija ne zavisimosti ot nacionalnosti - eto naši vlastjimuščije = imuščije vsjo i vsja.No našemu ljubimomu pravitelstvu eto ne vigodno t.k. legče upravlatj razroznennimi nacionalnoj vraždoj kučkami, vnušaja vsem, čto ekonomiku razvalili russkije.
Kstati, nasčot prtetenzij k Rossiji po povodu akupacii i vivoza v Sibir - eto ne Rossija vas vivozila, a GRUZIN - tak davaite pretenzii k Gruzii predjavim - pustj jego poitomki otvečajut.