Подделка – не безделка

"Час" уже писал о том, как латвийские таможенники противостоят наплыву в Латвию поддельной - контрафактной продукции. Однако на границе удается задержать лишь часть контрафакта. Другая его часть, может быть, даже большая, все-таки попадает в продажу, рассказал нам начальник экономической полиции Латвии Раулс Квиеситис.

Имитация известных товарных знаков – это ущерб как для их владельцев, так и для покупателей

Неоправданный риск

- Начнем с того, что само существование такого явления, как контрафакт, – следствие элементарной потребительской психологии: купить товар недорого, но чтобы известной марки. Кто устоит перед соблазном, увидев на открытом столике вещь “от большого дома” по цене вдвое-втрое меньшей, чем в соседнем магазине? И покупают, и спрос большой. Рассуждают примерно так: да какой вред с того, что кто-то выпустил недорогие джинсы под Versace или сумочку под Dolce & Gabbana? Выглядит так же – не отличить. Ну и оставьте людей в покое. Ведь для покупателей стараются…

Все правильно, однако торговля контрафактом деформирует рынок. Покупая его, человек наносит ущерб легальному производителю, который дает людям легальную работу с заработком и социальными гарантиями, платит налоги. Теряя доходы, такой производитель лишается возможности расширять дело, создавать новые рабочие места. И теоретически возможна ситуация, когда нашему покупателю придется наниматься к производителю дешевых подделок работать за гроши, а в случае чего его просто выставят на улицу… Круг замкнулся.

А уж о риске, которому подвергается покупатель, приобретая подделку заведомо более низкого качества, чем оригинал, и так уже было сказано достаточно. Когда батарейка взрывается в руках, а от косметики появляется сыпь, значит, дело нечисто. И неизвестно еще, продержится ли хоть неделю удивительно дешевая новая рубашка от “Aрмани”…

Откуда сигналы?

Латвийский рынок очень небольшой, и это обстоятельство не способствует распространению “самопала”. Но среди товаров повседневного пользования (одежда, парфюмерия, бытовая техника) он все-таки встречается часто. Подделка бывает двух видов. Первый – явно низкосортная подделка, очень дешевая. Второй – это когда товар хорошего качества, произведенный с соблюдением всех технологических требований, маркируется фальшивым товарным знаком. Но если покупатель страдает в первом случае, то производитель оригинальной продукции – в обоих случаях.

Чтобы выявить контрафакт, у самой полиции знаний явно недостаточно. Поэтому на помощь, в том числе и во время рейдов, она приглашает экспертов, которые могут проверить товар на химический состав, наличие оригинальных опознавательных знаков, сертификатов. В качестве экспертов могут привлекаться официальные представители той или иной фирмы или специалисты по какой-либо группе товаров.

Информация о наличии контрафакта поступает по разным каналам. Например, от Центра по защите прав потребителей, куда обратился человек, купивший некачественный товар, который оказался поддельным. Или от представителя производителя оригинальных товаров, который обнаружил “свою” продукцию в самом неожиданном месте, где она и продаваться не должна, например на рынке. Часть сведений приходит из-за границы – о возможности отправки в Латвию партии подделок.

Места знать надо

Где больше всего продается контрафакта? Там, где больше народу и соответственно потенциальных покупателей: на базаре, в подземных переходах и даже в крупных торговых центрах. Например, недавно был подобный инцидент в Domina. Но в принципе контрафакт может встретиться где угодно. Потому что в том же торговом центре часть площадей сдается в аренду небольшим магазинам, хозяева которых не всегда могут контролировать своих поставщиков. Каждый такой инцидент – это удар по престижу всего торгового центра, поэтому его администрация старается свести подобные случаи к минимуму.

Еще одно место, где можно нарваться на контрафакт – частные объявления о продаже. Допустим, человек недорого продает мобильный телефон: что ж, это его право – назначать цену, а покупатель в итоге становится обладателем фальшивого товара. Выявить подделку можно, проявив немного бдительности. Если объявление о продаже конкретного товара появилось один раз, то, возможно, человек нуждается в деньгах и поэтому решил продать собственную вещь. Но если то же объявление тиражируется многократно, это уже повод для подозрений.

Стать обладателем подделки можно также, воспользовавшись услугами “одноразового” интернет-магазина. Поэтому надежнее обращаться в такой интернет-магазин, который указывает все свои координаты (телефон, адрес офиса), а главное – вы знаете, что он работает уже довольно продолжительное время.

Цена – не всегда подсказка

Подделать можно все. Если не качеством, то уж во всяком случае своим внешним видом, упаковкой подделка может почти не отличаться от оригинала. Встречались, например, поддельные телефоны Nokia. И даже Vertu по тысяче латов, тогда как их магазинная цена достигает пяти-семи тысяч. Если какой-нибудь тщательно отделанный кошелек с маркой Versace стоит 15 латов, то это, без сомнения, контрафактное изделие: настоящий стоил бы раза в три дороже. Первый признак того, что вещь контрафактная или краденая – чрезмерно низкая цена. Второй – сомнительное качество.

Хотя надо сказать, что бывают такие виды контрафакта, выявить которые удается только путем изучения сопутствующих им документов. Например, книги. В самом деле, ведь “подпольная” типография может издавать их с хорошим качеством, копируя продукцию и торговый знак популярного издательства, – но без лицензии и согласия автора.

Качество подделок постоянно растет. И хотя в целом оно еще далеко от качества оригинальной продукции, производители достаточно качественного контрафакта часто реализуют его по ценам оригинала. Это не наглость, а обыкновенная маскировка: раз дорого – значит, настоящее…

Проблем в борьбе с контрафактом хватает. Основная из них – за его распространение закон предусматривает недостаточно жесткие санкции. Конфискация имущества, штраф до 200 минимальных зарплат, лишение прав заниматься предпринимательской деятельностью, в крайнем случае – заключение до пяти лет. То есть наказание вроде бы серьезное, но и оно не останавливает мошенников.

Приказано уничтожить

Комната, куда доставляют конфискованные образцы контрафакта, напоминает склад или подсобное помещении небольшого магазина. Повсюду – коробки, ящики, пакеты. Часы, мягкие игрушки, джинсы, обувь, сумочки, кошельки, пояса, рюкзаки, парфюмерия. Некоторые изделия выглядят настолько внушительно, что в магазине не возникло бы никаких сомнений.

Запечатанный парфюм под тот же Versace и стоит как положено, и даже крохотный сопроводительный ярлычок на государственном языке наклеен – не хватает только оригинальной голограммы. Мужской кошелек якобы от Armani настолько хорош, что 14 латов за него не жалко: настоящий стоил бы все 40. Пояса Dior, Playboy и Dolce & Gabbana также стоят совсем недорого. Джинсы Diesel, пока они в прозрачных пакетах, тоже внешне не вызывают особых подозрений. А вот из швов рюкзака под той же маркой торчат нитки – а чего еще ожидать при цене в один лат с небольшим?

Разложенные на столе подделки находят не только у распространителей, но и на складах, которые снабжают их подобной продукцией. Привлечь продавца к ответственности удается не всегда: в самом деле, он же не эксперт – торгует тем, что ему привез поставщик, тот, в свою очередь, переведет стрелки дальше – так что и концов не найти. Вот какая это коварная штука – контрафакт. И бороться с ним становится все труднее.

И в заключение – естественный вопрос. Конфискованные контрафактные товары подлежат уничтожению. Может быть, стоило бы передавать их на благотворительные цели?

- Как человек я могу поддержать эту идею, но как полицейский – нет. Закон предусматривает только уничтожение, так как никто не может гарантировать, что качество конфискованного товара соответствует установленным нормам, кроме того, как мы уже говорили, имитирование торговых марок – это удар по экономическим интересам и имиджу легальных производителей.


Написать комментарий