Годманис на все времена

Рисунок Сергея Тюленева
Рисунок Сергея Тюленева
"Пожарный", "кризисный менеджер", "Год-Мэн" - как только не называют журналисты действующего латвийского премьер-министра Иварса Годманиса. "Час" решил подвести некоторые итоги года его работы на посту главы правительства.

В субботу, 20 декабря, исполняется ровно год с того момента, как должность премьер-министра Латвии занял Иварс Годманис

Требуется камикадзе!

…Когда год назад правительство Калвитиса уходило в отставку на гребне волны народного недовольства, было совершенно ясно: в стране назревает кризис, и на должность премьера прочили человека, способного “оттянуть” этот кризис на себя. Фактически после ухода Калвитиса следующий глава правительства автоматически подписывался на роль “камикадзе”.

Премьера искали на время, и желающих занять эту должность было немного. Впрочем, Народная партия попыталась выдвинуть своим кандидатом министра по делам самоуправлений и регионального развития Эдгарса Заланса, но он сильно проштрафился, рассказав одному из глянцевых журналов о том, что не читает газет и не смотрит передачу “Что происходит в Латвии?”. И, в принципе, Рига ему тоже не нравится. Ужасный, мол, город…

Это интервью стоило Залансу поста премьера, хотя не исключено, что так и было задумано. Во всяком случае, Заланс не демонстрировал публично сильного огорчения в связи с “неполучением” высокого кресла.

Назначение Иварса Годманиса на пост председателя правительства не стало сюрпризом: эксперты уже тогда отмечали, что “никого другого на этой должности просто не представляют”.

Меня зовут “кризис”

Еще в начале 90-х годов, когда Годманис возглавил первое правительство восстановленной Латвийской Республики, он зарекомендовал себя “неплохим кризисным менеджером”. Конечно, многие его с тех пор не любят – и буржуйки ему вспоминают, и вообще “голодные 90-е”, но, будем справедливы, время тогда было тяжелое. И Годманис, наверное, был не самым худшим руководителем страны.

Вот и год назад Годманиса на должность “ставили” за прошлые заслуги и, что существенно, на короткий срок. Народники рассчитывали, что Годманис cтабилизирует ситуацию в стране, затем его уберут, а на место руководителя правительства снова прыгнет “оранжевый” кандидат.

Но время шло, а Годманис и не думал соскакивать. Более того – он все сильнее срастался со своей старой новой должностью. Это действовало на нервы не только народникам, но и Союзу зеленых и крестьян, поскольку коалицией, основу которой составляли эти две крупнейшие партии, рулил человек, представляющий намного более скромное по своему политическому весу объединение Первая партия/“Латвийский путь”.

Разговоры о том, что дни Годманиса на посту председателя правительства сочтены, начались уже через полтора месяца после его назначения. Причем в кулуарах Сейма об этом говорили не только оппозиционеры, но и депутаты правящей коалиции.

- Во время рассмотрения проекта бюджета его точно скинут… Как Эмсиса, – делились прогнозами коалиционные политики.

По неофициальной информации, оранжевые одно время всерьез рассматривали сценарий “Эмсис-2”. Бывшего “зеленого” премьера народники уничтожили с особым цинизмом. На голосовании в Сейме они зарубили свои же поправки к государственному бюджету, и Эмсису пришлось подать в отставку, а на его место сел Айгарс Калвитис.

…Но Годманиса спас кризис – чем хуже становилась экономическая ситуация в республике, тем менее активными становились народники и “зеленые крестьяне”. Валить премьера в период экономической рецессии было глупо: заменить его все равно некем, да и смысла в этом никакого.

- У Годманиса потрясающие харизма и авторитет. У правящих партий нет кандидата на пост премьера, который мог бы потягаться с ним в этом, – сказал “Часу” социолог Айгарс Фрейманис.

Впрочем, разговоры о том, что Годманиса попытаются “уничтожить” во время рассмотрения бюджета, продолжались вплоть до процедуры голосования. Но так ничем и не закончились.

Партнеры по коалиции поняли, что, “убив” Годманиса, они уничтожат себя. Рейтинги правящих партий к тому моменту уже были ничтожными, и попытка внутреннего переворота могла стоить им “политической жизни”. К тому же рейтинги оппозиции стремительно поползли вверх, а крупнейшие оппозиционные фракции “Центр согласия” и “Новое время” прекрасно спелись.

Именно в период правления Годманиса эксперты активно заговорили о том, что “Центр согласия” может войти во власть. Причем такую вероятность высказывали и правящие, и оппозиционные политики. Да и сами “согласисты” стали более активно высказывать мнение, что “пришло им время поработать в коалиции”.

- Годманис, как кризисный менеджер, руководит страной в самое тяжелое время. Практически беспросветное. Именно это обстоятельство и открывает “Центру согласия” дорогу во власть. Коалиция хочет “разбавить” свою ответственность еще одним игроком, – говорит экс-председатель юридической комиссии Сейма Вячеслав Степаненко.

Что общего у Годманиса и Матросова?

По мнению эксперта, Годманис – это современный латвийский Александр Матросов: он бросается на амбразуру, в то время как другие сидят в окопах.

- Как только экономическая ситуация в стране улучшится, Годманиса “отправят в тираж”, – продолжает Степаненко. – Сейчас он нужен, поскольку никто другой не способен разгрести завалы, оставленные предыдущими правительствами. Годманис как кризисный менеджер тушит пожары, затыкает пробоины, откачивает воду. Но кризис – явление непостоянное, а именно он дает Годманису возможность оставаться на посту…

…В пятницу Сейм утвердил план стабилизации латвийской экономики. Этот документ был необходим для того, чтобы Латвия получила кредит от МВФ и Еврокомиссии. И именно этот план, не исключают в кулуарах, может cтать концом премьерства Иварса Годманиса.

- Мавр сделал свое дело, мавр должен умереть. Я не исключаю, что после получения денег МВФ Годманиса попросят уйти в отставку – он больше не будет нужен. Распоряжаться миллиардами МВФ, вероятно, будут уже совсем другие люди, – подытожил Степаненко.

Впрочем, судя по последним заявлениям премьера, Латвия способна справиться с последствиями экономического и финансового кризиса и без международной помощи.

- У нас хватит своих ресурсов, – заявил премьер.

Похоже, что уходить в отставку Годманис пока не собирается.


Написать комментарий