Годманис – наш Моисей! 3

Вчера из уст премьера прозвучало много неприятного. Фото Оксаны Джадан.
Вчера из уст премьера прозвучало много неприятного. Фото Оксаны Джадан.
Депутаты Сейма сравнили латвийского премьера с библейским героем, водившим свой народ по пустыне. Будем надеяться, что нам не придется бродить по пескам ближайшие сорок лет...

Переживет ли Латвия его времена

Вчера утром депутаты Сейма собрались на внеочередное заседание с одной-единственной целью – выслушать доклад премьер-министра Иварса Годманиса о ситуации в стране. Еще до того как глава правительства начал говорить, было ясно, что ничего радостного он не скажет, но речь премьера была настолько сурова, что некоторые народные избранники обвинили его в запугивании.

Годманис вышел на трибуну с впечатляющей кипой папок и документов в руках и в течение часа практически зомбировал парламентариев цифрами, специальными терминами, длинными предложениями и сложными словосочетаниями типа “здесь нет и не может быть линейной зависимости”… При этом говорил премьер очень тихо и очень быстро, не обращая внимания на такие мелочи, как положение микрофона на трибуне. Так что многие парламентарии для того, чтобы понять, о чем, собственно, идет речь, надели наушники и слушали речь главы правительства в радиотрансляции.

А услышать им пришлось много неприятного…

Декабрьские тезисы

1. Годманис заявил, что в рамках программы стабилизации латвийской экономики правительство предложит существенно сократить бюджет будущего года – на 600 миллионов латов.

Оценка нынешней экономической ситуации дает основания полагать, что дефицит бюджета следующего года составит около 4% от ВВП. И в целом придется принимать поправки к бюджету на общую сумму 700 миллионов латов.

Правительство планирует, что ему удастся получить дополнительно 100 миллионов латов, так как будет разработан “жесткий план повышения потребительских налогов в отношении пониженных ставок НДС”.

Остальные 600 миллионов латов будут найдены за счет различных статей расходов, при этом “вопросы о премиях и доплатах будут сняты полностью”.

2. Расходы социальной сферы, в частности пенсии, урезаться не будут, но сокращение может коснуться таких отраслей, как здравоохранение, образование, оборона, дорожное хозяйство, земледелие. Конкретные решения о сокращении расходов ведомств могут быть приняты уже на будущей неделе, 8 декабря.

3. Прогнозы развития производства на будущий год, мягко говоря, не слишком оптимистичны. По просьбе премьера различные ассоциации производителей (совместно дающие 11% ВВП) представили данные о текущей ситуации и прогнозы на первый квартал следующего года. Все выглядит довольно мрачно: банки стараются не рисковать и не выдавать новые кредиты, что создает проблемы для производителей и неизменно приводит к сокращению поступлений в бюджет от налога на прибыль предприятий.

Спад ожидается, в частности, в транзитной сфере. Например, перевалка древесины в будущем году сократится на 15- 20%, а контейнеров – на 5- 8%.

4. Все эти факторы, по словам главы правительства, и обусловят уменьшение ВВП в будущем году на 5%. Основная причина снижения – уменьшение банковских кредитов. Это неизбежно повлияет на частное потребление и инвестиции.

5. В ходе переговоров с МВФ о программе стабилизации латвийской экономики основная установка правительства неизменна – это фиксированный курс евро.

Правительство и Банк Латвии непрерывно следят за ситуацией, и даже в эти тяжелые времена стабильность курса лата обеспечена.

6. Если бы правительство ничего не делало, уже в декабре дефицит бюджета достиг бы “красной линии”. Но правительство действует, и в преддверии новогодних праздников пришлось пойти на такие неприятные меры, как замораживание всех премий и доплат.

7. Существенно сократился объем импорта, поскольку кончились деньги, которые можно одалживать. Но в этом, по мнению Годманиса, есть и позитив – “хватит жить в долг”.

8. Приобретение акций основателей Parex banka было оптимальным решением, которое в сложившейся ситуации могло принять правительство. По словам Годманиса, власти не могли допустить банкротства банка, которое подорвало бы всю финансовую систему страны.

Правительство не могло выдать банку гарантии, так как в данный момент у государства просто нет свободных средств, подчеркнул Годманис. Акции Валерия Каргина и Виктора Красовицкого нельзя было получить и с помощью закона о национализации, так как этому мешали юридические препятствия. Годманис напомнил, что в ноябре был зафиксирован стремительный отток капитала из банка и правительство вынуждено было действовать стремительно.

9. В сложившейся ситуации следует забыть о разногласиях между правящей коалицией и оппозицией и всем вместе начать работать над планом стабилизации экономики.

“Вороны” и “принцесса”

Несмотря на то, что премьер призвал оппозицию осознать всю сложность ситуации и представить свои предложения по антикризисной программе, политики все равно использовали трибуну Сейма (и, что немаловажно, прямую трансляцию по латвийскому телевидению и радио!), чтобы лишний раз напомнить избирателям, как они радеют о народе…

Лидер “Нового времени” Солвита Аболтиня заявила, что коалиция, оказавшись в тонущей лодке, призывает оппозицию, стоящую на берегу, плыть к ней. Но зачем плыть к обанкротившемуся правительству, спросила Аболтиня. И призвала создать новое правительство – национального примирения, в которое вошли бы все партии. Но, как тут же уточнила она, кроме крайне левых, для которых латвийское государство никогда не было важно…

Аболтиня считает, что премьер-министром сегодня не может быть политик, поскольку политикам – и правящим, и оппозиционным, народ одинаково не доверяет…

Бывший премьер Эйнарс Репше был настроен революционно и призвал немедленно заменить всех министров и руководителей высшего звена, которые довели страну до банкротства.

- Они засиделись на своих местах! – провозгласил Репше.

А еще, полагает он, следует изменить сам принцип формирования бюджета. Сейчас, если возникает новая проблема, министерство заявляет, что на ее решение требуются средства. Но это неправильно, надо изыскивать финансирование внутри каждого ведомства.

В свою очередь тевземец Петерис Табунс сказал, что он бы очень хотел увидеть человека, который мог бы заменить Годманиса на посту премьера.

- Покажите нам его! – обратился он к оппозиции. Но ответа, естественно, не получил…

Бывший министр иностранных дел, представитель общества “Другая политика” Артис Пабрикс подчеркнул, что главная проблема Латвии – это недоверие.

- У нас нет доверия на горизонтальном уровне – люди не доверяют друг другу. У нас нет доверия на вертикальном уровне – люди не доверяют власти, – сказал он.

И подытожил: а если не будет доверия, со всей страной может случиться то же самое, что с банком Parex.

Депутат от Первой партии/“Латвийского пути” Карина Петерсоне упрекнула коллег в использовании исключительно негативной риторики:

- Коллеги, почему вы только каркаете. Вы думаете, что вы красиво поете, но это не так – вы каркаете… Сейчас не то время, чтобы поднимать политические рейтинги за счет тех, кто пытается работать и оперативно реагировать на события.

На сравнение оппозиции с воронами обиделась депутат Гражданского союза Илма Чепане. И придумала образ для правящей коалиции: “принцесса, проснувшаяся на стеклянной горе, или медведь после зимней спячки”.

А депутат от Народной партии Вентс Армандс Крауклис сравнил Годманиса с Моисеем, который вел свой народ через пустыню.

- Сначала через пустыню шла дорога, потом ее заасфальтировали, потом она превратилась в шоссе, по которому движутся транспорт… Но когда с далеких гор начала спускаться лавина кризиса, нельзя заменять шоферов всех без исключения транспортных средств, – сказал Крауклис.

Так, соревнуясь друг с другом в красноречии, депутаты говорили более трех часов. А потом разошлись, не приняв никакого решения. Поскольку принимать его и не планировалось.

Правда, в середине заседания выяснилась “ужасная” новость: оказывается, телевидение транслировало заседание в прямом эфире только полтора часа. Таким образом, телезрители могли посмотреть выступление премьера и нескольких депутатов. “Новое время” немедленно направило письмо в Нацсовет по радио и телевидению, жалуясь на то, что LTV не обеспечило разнообразия мнений на общественном телевидении… Но ничего уже не вернешь, и большая часть выступлений звучала только в прямой трансляции латвийского радио. О ужас!

А оптимистичнее всех была депутат Гражданского союза Анна Сейле.

- Латышский народ пережил шведские, немецкие, русские времена. Переживет и времена Годманиса, – сказала она.

Очень хочется ей верить.

Или так, или никак

Премьер-министр Иварс Годманис заявил, что если Сейм не утвердит план стабилизации латвийской экономики (который в полном объеме еще никто не видел!), то правительству придется уйти в отставку.

Цитата дня

“Латышский народ пережил шведские, немецкие, русские времена. Переживет и времена Годманиса”.

Анна Сейле, депутат Сейма от Гражданского союза.

И это все о Parex…

Вообще-то вчерашнее заседание Сейма не было посвящено вопросу о банке Parex. Но тем не менее многие депутаты посчитали необходимым упомянуть о нем в своих выступлениях.

Так, бывший министр иностранных дел Артис Пабрикс, представляющий общество “Другая политика”, сетуя на то, что в Латвии царит недоверие всех ко всему, сказал:

- Политика и экономика связаны друг с другом, и если правительство и премьер не дадут убедительных разъяснений, то со страной может случиться то же самое, что случилось с банком Parex!

В свою очередь Карлис Шадурскис из Гражданского союза призвал правительство развеять все слухи, которые ходят вокруг Parex. Например, является ли все это “проектом Шкеле”, направленным на то, чтобы ослабить банк и продать его стратегическому инвестору, который практически уже найден.

А еще Шадурскис предположил, что за тем международным синдикатом, который одолжил деньги Parex, возможно, скрываются… сами Валерий Каргин и Виктор Красовицкий.

Тевземец Петерис Табунс сказал, что в последнее время ему часто задают вопрос, не “почистили” ли Каргин и Красовиций свой банк до того, как его переняло правительство.

- Надо провести расследование, одного аудита будет мало! – заявил Табунс.

Наталья СЕРГЕЕВА.

Минус 600 миллионов

План стабилизации латвийской экономики предусматривает сокращение бюджета следующего года на 600 миллионов латов.

Расходы социальной сферы, в частности пенсии, урезаться не будут, но сокращение может коснуться таких отраслей, как здравоохранение, образование, оборона, дорожное хозяйство, земледелие.

Президент вернется

Президент Валдис Затлерс намерен принять участие в заседании Сейма, которое будет посвящено утверждению плана стабилизации экономики. Как отмечают в Рижском замке, глава государства поддерживает усилия правительства по решению сложных экономических задач.

В данный момент, по информации “Диены”, Затлерс находится в Австрийских Альпах на одном из горнолыжных курортов.


Написать комментарий

сплошной бред!

ni figa sebe on perezivaet za to.4to im viditeli pri6los zamorozit premii k novomu godu-(((a to 4to na birzu popalo bol6aja 4astj ludej,kotoraja rabotu najti ne mozet,,eto tak????konfetki,,,,,,????za eto on ne perezivaet????????????

-Куда ты завел нас,проклятый старик? - Пошли-бы Вы в дирксту,я сам заблудился.

Написать комментарий