«Неграждане чувствуют себя униженными!»

— заявил в Совете Европы вице–президент конгресса самоуправлений Жан–Клод Фрекон

В Страсбурге против расширения прав неграждан, большинство из которых — русские, выступил русский мэр Гулбене Николай Степанов! Это была такая хитрость латвийской правящей элиты: бросить в бой именно этнически русского политика — в надежде на то, что ему охотнее поверят западные сенаторы…

Напомним: во вторник вечером конгресс местных и региональных властей Совета Европы (СЕ) обсуждал рекомендации, касающиеся латвийских неграждан. Основной докладчик — вице–президент конгресса, опытнейший французский сенатор Жан–Клод Фрекон.

Весной этого года он побывал в нашей стране и сделал свои, крайне нелицеприятные для властей ЛР выводы. И вот эти выводы были во вторник оформлены уже в качестве официальных рекомендаций конгресса СЕ в Страсбурге. Самые “опасные” для руководства нашей страны рекомендации — это предоставление негражданам права выбирать самоуправление, это автоматическое (!) предоставление гражданства пожилым людям и тем, кто родился в ЛР, и это реальные усилия по интеграции общества, по вовлечению неграждан в политический процесс.

Против выводов и советов, которые дал французский сенатор Фрекон, активно выступал пока еще министр интеграции Оскарс Кастенс. Фактически это была его лебединая песня — должность главы интеграционного ведомства упраздняется уже через три недели. Кастенс напоследок сильно старался отбить рекомендации, звучали до боли знакомые латвийцам аргументы. Мол, предоставление негражданам права голоса на муниципальных выборах отобьет у них последний стимул натурализоваться. Низкие же темпы натурализации объясняются тем, что и без паспорта латвийского подданного им хорошо живется — негражданам не нужны визы для поездок по странам шенгенской зоны и в Россию. Как обычно, Кастенс посетовал на тяжелое историческое наследие.

Но исторический экскурс, проведенный Кастенсом, не смутил французского докладчика. Он спокойно объяснил делегатам конгресса, что тяжелое прошлое не может служить основанием для дискриминации значительной части населения, тем более что речь идет о тех жителях Латвии, которые, подчеркнул месье Фрекон, “долгие–долгие годы проживали на этой территории, а многие даже родились здесь”. Докладчик по Латвии назвал несостоятельным довод Кастенса, что расширение прав неграждан только затормозит процесс их натурализации, лишит стимула получать паспорт гражданина ЛР.

“Напротив, создание благоприятной обстановки для неграждан путем вовлечения их в политический процесс будет только способствовать натурализации. Поймите, коллеги: неграждане Латвии — это особая категория людей. Это не иммигранты, не апатриды в привычном для нас понимании. Это люди, которые длительное время являются резидентами этой страны, они имеют латвийский паспорт, только написано в нем alliens”, — сказал месье Фрекон.

И тут в бой вступил гулбенский мэр Николай Степанов — ветеран Народной партии. Он, вероятно, примерив на себя мундир эксперта по международному праву, заявил, что нет такого международного обязывающего документа, в котором были бы зафиксированы права неграждан, в том числе их право на участие в местных выборах. Сенатор Фрекон напомнил, что еще в 1996 году ЛР подписала и ратифицировала хартию местных самоуправлений, в которой говорится о необходимости вовлечения иммигрантов и иностранцев в жизнь своего муниципалитета.

В одном Степанов все–таки прав: действительно, нет международного документа, в котором были бы прописаны права неграждан, поскольку само это понятие международному праву неизвестно! Это ноу–хау Латвии, ведь, как выясняется, даже в Эстонии неграждане обозначены как апатриды.

Заметим, что почти все предложения гулбенского мэра были отклонены делегатами конгресса. Зато конгресс поддержал предложение российского делегата Мещерикова дополнить текст рекомендации фразой о том, что неграждане внесли значительный социально–экономический вклад в латвийское общество.

Правда, делегаты отклонили другую поправку Мещерикова — призвать власти ЛР отменить оговорки к рамочной конвенции о защите прав нацменьшинств и гарантировать нацменьшинствам возможность обращения в органы власти на своем родном языке. Степанов поклялся делегатам конгресса, что если в руководимое им самоуправление кто–то обращается с заявлением на русском, то все равно это заявление рассматривается.

При этом, впрочем, он не уточнил, а много ли в 9–тысячном городке Гулбене людей, которые пишут заявления на русском или других языках нацменьшинств. Гулбене — это типично латышский городок, где русских не более 10%, да и то они свободно владеют госязыком.

В заключение сенатор Фрекон особо отметил, что неграждане, большинство из которых — русскоязычные, чувствуют себя униженными. "Они воспринимают необходимость прохождения процедуры натурализации как унижение, они испытывают психологический дискомфорт от своего статуса “негражданин”. И задача властей — снять это психологическое напряжение. Один из рецептов — предоставление негражданам возможности выбирать местные органы власти", — сказал Жан–Клод Фрекон. И конгресс поддержал все его рекомендации!

“Не трудно предположить, что правящая коалиция снова наплюет на рекомендации СЕ. Но это не значит, что мы должны сидеть сложа руки и ждать, когда правые партии вдруг смилостивятся над судьбой неграждан. Сейчас мы активно работает со многими фракциями Европарламента с тем, чтобы убедить евродепутатов принять резолюцию, требующую от властей ЛР предоставить негражданам право выбирать Европарламент. Латвия не вправе лишать неграждан возможности участия в таких выборах, поскольку число мест для ЛР в ЕП рассчитывалось исходя из общего количества жителей в нашей стране”, — сказал член комиссии сейма по иностранным делам Сергей Мирский.

“Вести Сегодня”, № 280.

Автор: Эдуард Эльдаров


Написать комментарий