Кормушка для своих

Рисунок Сергея Тюленева.
Рисунок Сергея Тюленева.
Несмотря на режим экономии, близкие к правящим партиям люди продолжают получать баснословные зарплаты за участие в советах предприятий - государственных и самоуправлений.

Из кармана в карман

Как рассказала “Часу” представитель общества за открытость Delna Лига Стафецка, главный критерий при назначении на пост в совете хлебного предприятия – партийность. Непонятно, почему люди, которые не посещают заседания советов месяцами, должны получать такие высокие зарплаты. А объяснение этому простое.

Как свидетельствует исследование, проведенное “Делной” перед прошлыми выборами в Сейм, больше всего денег партиям перечислили как раз представители советов государственных и самоуправленческих предприятий. Что лишний раз доказывает: при формировании этих органов главное – политическая принадлежность кандидата, а не его профессиональные навыки. Получается, партии давно финансируются из бюджета. Правда, не все, а только правящие. Что противоречит принципу равной политической конкуренции.

Политизирование советов противоречит и коммерческому закону, и закону о государственных и самоуправленческих частях капитала и капитала общества. Закон определяет совет как инстанцию, контролирующую и представляющую интересы акционеров (государства и самоуправления) в промежутке между собраниями.

А ведь полномочия совета широки – и значит, роль профессионалов при принятии решений особенно велика.

Не оскудела рука дающего

Среди самых крупных спонсоров Латвийской первой партии депутат Рижской думы предыдущего и нынешнего созыва Андрис Америкс, который с 2001 года представлял думу в правлении Рижского свободного порта. В течение двух лет Америкс пожертвовал максимально разрешенную сумму – 20 000 латов.

8000 латов в предвыборном году предоставил ЛПП ее член Роман Межецкис, являющийся заместителем председателя совета АО Ventspils nafta и ГАО Valsts nekustamie ipasumi, а также членом правления ГАО Latvijas gaisa satiksme.

10 000 латов в течение полутора лет пожертвовал ЛПП тесно связанный с этой партией предприниматель Дайнис Лиепиньш, который в качестве представителя министерства сообщения входил в правление Рижского свободного порта, а также в советы государственных предприятий ГАО Starptautiska lidosta Riga, ГАО Latvijas valsts celi и АО Rigas siltums.

С начала 2005 года в канун выборов в самоуправления Союз латвийских крестьян получил немало пожертвований от членов правления ГАО Latvijas valsts mezi: 15 685 латов от Карла Болдишевица (который состоял также в совете АО Ventspils nafta и ГАО Lauku attistibas fonds) и 5580 латов от Модриса Грантиня.

10 000 латов СЛК пожертвовал предприниматель Иварc Бардиньш, занятый с 2003 года в совете ГАО Centrala regiona celi.

Бывший председатель совета ГАО Latvenergo Вилис Витолс, а также бывший представитель минэкономики в правлении Рижского свободного порта Николай Сигурдс-Булманис отдали Новой партии по 5000 латов каждый. Представитель этой партии во фракции Рижской думы пожертвовал партии также 5000 латов после своего вступления в должность председателя совета АО Rigas siltums.

Один из тузов Народной партии Айварс Тиеснесис, который как представитель министерства финансов занят в совете АО Ventspils nafta и правлении Вентспилсского свободного порта, передал своей партии 14 000 латов.

Представитель Народной партии Марис Каякс, состоявший в правлении ГАО Valsts nekustamie ipasumi и совете ГАО Latvijas gaisa satiksme, в течение полутора лет пожертвовал своей партии 10 000 латов.

8000 латов в предвыборном году пожертвовал НП член правления ГАО Latvijas pasts Янис Калниньш.

Список, конечно, можно продолжить.

За особые заслуги

Обычно бывает так: вначале протеже партии жертвует ей значительную сумму денег, а уже потом партия направляет его на работу в правление или совет предприятия, так сказать, “за особые заслуги”.

Так, на руководящую должность в RSK apdrosinasanas AS спонсора Латвийской первой партии Витолда Суксиса назначили после того, как он выделил ЛПП 10 000 латов накануне выборов самоуправлений 2005 года. Суксис, пожертвовавший 19 000 латов начиная с 2002 года до середины 2005 года, был председателем правления государственного Kultыras un sporta centrs Daugavas stadions. На эту должность он был назначен, когда держателем части капитала этого предприятия – министерством науки и образования – был представитель ЛПП Юрис Радзевич.

Также после вступления ЛПП в коалицию Рижской думы после выборов в марте 2005 года в советы предприятий самоуправления был выдвинут депутат Рижской думы и пластический хирург Янис Заржецкис, пожертвовавший перед выборами самоуправлений 9000 латов (с 2002 года сумма пожертвований Заржецкиса составила 15 420 латов). После смены власти в Рижской думе Заржецкис был назначен председателем совета ООО Rоgas luksofors, а в декабре 2005 года он заменил другого представителя ЛПП в совете самоуправленческого предприятия ООО Rоgas satiksme.

В феврале 2005 года министерство экономики под руководством представителя “Нового времени” Кришьяниса Кариньша направило на работу в правление Рижского свободного порта Николая Сигурду-Булманиса, который пожертвовал партии в декабре 2005 года 2500 лата (начиная с 2002 года – около 15 000 латов).

Иварс Гатерс, который после смены власти в Рижской думе был назначен в совет трех предприятий самоуправления: ООО Rigas ыdens, АО Rigas centraltirgus и ООО Rоgas pilsetbuvnieks – пожертвовал партии 3000 латов.

В советы принадлежащих Рижскому самоуправлению предприятий после марта 2005 года были выдвинуты депутаты Рижского самоуправления Байба Бригмане и Мара Марнауза, поддержавшие свою партию суммами в 1200 латов и 2800 латов.

После выборов в Рижскую думу в марте 2005 года, когда была создана коалиция с участием НВ, НП, ЛПП И ТБ/ДННЛ, на работу в частично принадлежащее самоуправлению предприятие АО Rigas starptautiska autoosta был направлен Гайдис Берзиньш, пожертвовавший ТБ/ДННЛ 2827 латов.

На все руки мастера

По словам Лиги Стафецкой, представители советов (реже – правлений) государственных и самоуправленческих предприятий часто объединяют должность с другими работами, приносящими им дополнительные доходы.

Например, направленный “крестьянами” в совет Latvijas dzelzcels и правление Valsts nekustamie ipasumi Элмарс Шведе получал жалованье как советник министра земледелия Мартиня Розе и депутат Валмиерской думы.

Уже упомянутый нами Тиеснесис параллельно работе в совете АО Ventspils nafta, правлении Вентспилсского свободного порта и правлении ГАО Latvijas valsts mezi получал зарплату, будучи советником министра финансов Оскара Спурдзиньша (НП) и генеральным секретарем НП.

Большинство представителей в советах предприятий Рижской думы также занимали и другие должности. Так, депутат Рижской думы Мара Марнауза, находясь в советах ООО Purvciema nami и ООО Rigas pilsetas lombards, являлась одновременно и проректором Рижской высшей школы управления педагогикой и образованием.

Депутат Рижской думы от ЛПП Айна Крукле, избранная в совет ООО Sarkandaugava и ООО Rigas pilsetas lombards, состояла в должности в департаменте коммунального хозяйства Рижской думы.

А изменения в советах государственных и самоуправленческих предприятий происходят благодаря изменениям в составе правящих сил коалиции. И это еще одно доказательство того, что в советах предприятий представлены политические, а не государственные интересы.

Сколько платят “часовым”?

К сожалению, единой базы данных о том, сколько получают “часовые” государства и самоуправлений в принадлежащих им предприятиях, нет. И скорее всего это не случайно.

Частично эта информация доступна на сайте Службы госдоходов в разделе “декларации должностных лиц”.

Здесь можно узнать, что рижский градоначальник Янис Биркс в прошлом году по совместительству работал в правлении Рижского свободного порта, в городском Лесном агентстве, в Рижском регионе планирования и в АSK Rоga.

Зарплата в Рижской думе – 25 420 латов. Зарплата в Рижском регионе планирования – 652 лата, в Лесном агентстве – 6300 латов, в департаменте развития думы – 600 латов. Зарплата в правлении Рижского свободного порта – 62 522 лата 79 сантимов.

Заместитель мэра Аргалис на основном месте работы получил 21 502 лата, а как член правления Рижского порта – 72 351 лат. В Рижском лесном агентстве, где он трудится вместе с мэром, – 5220 латов.

Вице-мэр Алмерс Лудвикс на основном месте заработал всего ничего – 21 708 латов. Но, кроме того, г-н Лудвикс получил: в ООО Lucavsalas attоstоba – 1734 лата, в ООО Rоgas ыdens – 7977 латов, в ООО Rоgas nami – 6505 латов, в агентстве “Рижские сады и парки” – 3000 латов. На круг – 19 000 с лишним.

Исполнительный директор Риги Андрис Гринбергс получал зарплату в семи (!) местах. Как исполнительный директор он заработал 39 755 латов. В муниципальном ООО Daugavas nami – 2990 латов, в ООО “Рижский Центральный рынок” – 4942 лата, в ООО Zemgale – 3047 латов, в ООО Rigas nami – 4902 лата, в ООО Valdemara nami – 3900 латов, в ООО Kurzemes namu apsaimniekotajs – 3870 латов.

Одним из самых высокооплачиваемых чиновников второй год подряд остается председатель правления международного аэропорта Riga Кришьянис Петерс, зарплата которого на данном посту в прошлом году составила 74,425 тысячи латов. Он получал также зарплату в минсообщения – 1496 латов, в ГАО Latvijas valsts radio un televizijas centrs – 597 латов, в Агентстве приватизации – 5208 латов и в ГАО Latvijas gaisa satiksme – 7823 лата. Общий доход г-на Петерса в 2007 году составил 89,549 тысячи латов.

Скромный бизнесмен от недвижимости Дайнис Лиепиньш подвизался в предприятиях, близких к министерству сообщения. В прошлом году он получил 10 800 латов в Рижском аэропорту, 2280 латов – в Дирекции безопасности дорожного движения, в Latvijas valsts celi – 7382 лата, в Latvijas autocelu uzturetajs – 12 144 лата, в Рижском свободном порту – 66 122 лата, в Latvijas valsts mezi – 10 080 латов, а еще в Службе поддержки села он достал субсидии в размере 12 600 латов, а VSAA вернуло ему переплату в размере 3875 латов.

В Латвии десятки предприятий государства и самоуправлений. Есть гиганты типа Latvenergo, Lattelecom, LDz, но существуют и маленькие конторки, управляющие садами, лесами и, вполне возможно, заготавливающие рога и копыта. В каждом из них сидит до пяти-шести ставленников их законного владельца – государства или самоуправления. И каждый гребет деньги лопатой. Только за то, что оказался в нужном месте в нужное время. И знает, с кем делиться.

Таким образом государство ежегодно теряет миллионы. Не забывая при этом призывать нас затянуть пояса потуже. Но и это еще полбеды.

Понятно, что зарплата в домоуправлениях складывается из наших с вами денег, уплаченных за жилье. Стоит ли удивляться, что оно так бессовестно дорожает?

Основной вред, наносимый государству институтом уполномоченных, в том, что, фактически находясь в положении конфликта интересов, они не заинтересованы в защите интересов государства в представляемых ими предприятиях. Потому что фактически они представляют партии. И убытки, исчисляемые такой практикой, не поддаются исчислению…


Написать комментарий