Не спеши заполнять протокол

Госполиция хочет слишком много знать

Каюсь: въехала под два запрещающих знака, за что понесла справедливое наказание в размере 40 латов. А заодно узнала, что в протокол об административном нарушении ПДД в обязательном порядке вносятся данные об уровне доходов в месяц и количестве иждивенцев, но на размер штрафа они не влияют. С просьбой разобраться, не является ли запрашиваемая полицией информация чрезмерной, я обратилась в Государственную инспекцию данных (ГИД).

Интересный разговор

Заявление в ГИД я понесла по одной причине. Во время заполнения протокола между мной и дорожником состоялся следующий диалог.
— Каков уровень ваших доходов и есть ли люди на содержании? — спрашивает полицейский. (Если честно, я опешила: о зарплате нынче даже у хорошо знакомых людей не принято интересоваться, а полицейскому возьми да всю правду расскажи.)
— А если, допустим, у меня 100 латов зарплата и 5 детей, это повлияет на размер штрафа? — задаю ему встречный вопрос.
— Нет, — отвечает.
— Зачем вам в таком случае эти данные?
— В бланке есть, надо заполнить.

Лично к полицейскому у меня нет никаких претензий, равно как и к размеру штрафа. Меня сам принцип заинтересовал. Для чего полиции нужна информация личного свойства, которая ни на что не влияет? Если дорожники хотят составить социальный портрет нарушителя ПДД, можно вести добровольное анкетирование.

Все это показалось странным, я написала заявление
в Государственную инспекцию данных, которая призвана защищать и упорядочивать движение информации о физических лицах.

Признать чрезмерными

Ответа ждала два месяца, и вот он, родимый, — передо мной. Не буду приводить весь текст письма на трех страницах, испещренного статьями законов. Изложу суть.

Данные о состоянии здоровья (напр. наличие инвалидности, беременности), семейном положении (наличие детей, супруга), уровне доходов, количестве иждивенцев, согласно 32-й статье Кодекса административных нарушений (КАН), запрашиваются в том случае, если они могут повлиять на меру пресечения и размер штрафа. И главное — предоставление этой информации является правом, а не обязанностью человека. Заключение же ГИД таково: "Инспекция констатировала, что в протоколе об административном нарушении ПДД запрошенные должностными лицами Госполиции данные об уровне месячных доходов и количестве лиц, находящихся на содержании физического лица, совершившего нарушение, не соответствуют целям. В связи с этим ГИД указала Госполиции на необходимость погасить в протоколе следующие виды запрашиваемых сведений: “доходы в месяц (Ls)” и “лица на иждивении”, заменив их на “другие сведения” или же дополнить содержание протокола условиями, на которых эти сведения должны предоставляться".

Ни горячо, ни холодно

Начальник Бюро Дорожной полиции Эдмунд Зивтиньш подтвердил Телеграфу: если речь идет о фиксированном размере штрафа, то от дополнительных данных, коими являются личность нарушителя, мера его вины, материальное положение, отягчающие и смягчающие обстоятельства, “ни горячо, ни холодно”. Они просто не нужны, так как фиксированный штраф нельзя уменьшить, поэтому человек вправе отказаться предоставлять любую личную информацию о себе.

В свою очередь руководитель отдела информации ГИД Эгон Алерс рассказал Телеграфу, что в 2003 году инспекция уже рассматривала подобное заявление. Тогда к ним обратился человек, которого в протоколе об административном нарушении Полиции самоуправления г. Риги смутила графа “семейное положение, дети”. ГИД, проверив этот случай, предписала муниципалам заменить формулировку на “другие сведения”, что и было сделано. В целом же Эгон Алерс очень хорошо отзывается о полицейских и сотрудничестве с ними, отмечая, что они всегда откликаются на указания ГИД.

24.01.2005 , 11:41

Снежанна БАРТУЛЬ


Темы: ,
Написать комментарий