Учиться… на слух

Фото с http://chas-daily.com
Фото с chas-daily.com
Первый незрячий студент Даугавпилсского университета 20-летний Ромас Пранавичус сдал первую в своей жизни сессию. И начал ее с того, что получил девять баллов по анатомии.

Легко ли быть студентом незрячему человеку

В школу – за 220 километров

Добираться из дома в Новых Стропах до вуза Ромас мог бы с помощью собаки-поводыря, но не решается, потому что не знает, как на присутствие собаки в аудитории отреагируют студенты и преподаватели. В том, что немецкая овчарка выдержит четыре пары лекций и будет вести себя хорошо, первокурсник, изучающий психологию, не сомневается. Пока же парень приезжает в университет с мамой или бабушкой и, как правило, занимает место в первых рядах, никогда не пользовавшихся у студентов популярностью. Слепой студент включает новейшей марки диктофон, рассчитанный на десять часов непрерывной записи. И хотя знает, что электронный прибор ни одного слова преподавателя не выбросит, слушает лекцию очень внимательно. Память у Ромаса отличная, тренированная, развил он ее еще в школе, которую окончил по обычной программе за десять лет. Все эти годы Ромас с мамой ездил в Ригу, поднимаясь каждый четверг в два часа ночи. До автобусной станции довозил отец, пока не подался в дальнобойщики, потом дядья. А в последние годы договорился со знакомым таксистом, бравшим три лата за ночной рейс с дальней окраины города до центра.

Из таких, как наш даугавпилчанин, заочников в той специальной рижской школе на Югле, до аттестата зрелости дошли в прошлом году всего четверо. Так что их портреты будут находиться в одном ряду с известным в Латвии политиком Владимиром Макаровым, также выпускником единственного в стране учебного заведения для слабовидящих и незрячих.

Оппонент из Новых Строп

Я спросил у Ромаса, не хочет ли и он заняться политикой? Ведь такие порывы у него были: свою точку зрения молодой человек отстаивал во время предвыборных дискуссий на радио, поражая при этом слушателей аргументированностью выступлений и обилием цитат из партийных программ – прошлых, невыполненных, и новых – куда как привлекательных. Причем вести дискуссию Ромас может как на русском, так и на латышском – обоими языками владеет свободно.

- Тот этап закончился, теперь все время посвящаю учебе, которая обходится папе недешево: 325 латов за семестр, – говорит студент, удобно устроившись за ноутбуком. – Это подарок отца ко дню рождения и окончанию школы. Теперь у меня нет необходимости таскать тяжеленные книги, изданные по системе Брайля. Достаточно войти в интернет, включить синтезатор, подаренный обществом слепых, за что спасибо прежде всего его руководителю Марии Ивановне Ивановой, и передо мной весь мир, все его богатства.

Ромас включает компьютер, к нему подходит овчарка, и мы вместе слушаем сначала новости Даугавпилса по сайтам газет, а потом умелый пользователь Всемирной паутины заходит в библиотеки разных стран мира, где находятся нужные ему учебники, пособия, новые публикации по темам, которые изучает первокурсник. Звучат голоса на русском, латышском, английском, литовском языках.

Поколение next

Ромас – заочник. Оценки в аттестате позволяли ему поступить на дневное отделение, возможно, попасть в группу бюджетников и получать стипендию, но ежедневное посещение лекций, семинаров пока не по силам. Психология Ромасу нравится. Уверен, что после шести лет учебы, защитив магистерскую степень, сможет работать по специальности. Она и теперь востребована, а в перспективе хороший психолог без работы сидеть не будет. Не век же получать пособие по инвалидности размером 50 латов.

Тема трудовой занятости инвалидов занимает юношу. Он не может понять, почему тихо похоронили государственный проект “Апейронс”, много обещавший инвалидам по зрению. Столько там есть конструктивного, дельного про интеграцию в рынок труда людей с ограниченными возможностями. Те же компьютерные курсы, которые закончили многие, включая и Ромаса, не стали массовой стартовой площадкой для курсантов в трудовую жизнь. Изменить ситуацию можно, выбрав новых лидеров общества незрячих, считает Ромас. А нынешних нужно тормошить, заставлять выступать с инициативами перед правительством. Оно имеет обязательства перед инвалидами, у него со времени вступления в ЕС открылись новые возможности для помощи людям, которые отнюдь не ленивы и очень хотят заняться делом.

Выработанный с годами режим дня не изменился с появлением в доме дрессированной собаки Олвы. Более того, она просыпается первой и будит хозяина. Они идут на первую прогулку в лес. Потом будут еще две, чтобы один мог снять усталость после многочасовых занятий и подышать сосновым воздухом, а спутница – порезвиться. Иногда они предпринимают дальние прогулки, изучив несколько маршрутов. Четвероногий друг останавливается там, где нужно изменить ранее заученное направление движения, и ждет команды хозяина. Дорога домой занимает намного меньше времени, чем из него. Олва торопит: пора и за компьютер, делать задания.

Владимир РУДОЙ


Написать комментарий