Урожай – бич картофелевода

Закупочные цены на картофель в этом году понизились до пяти-шести сантимов за килограмм. Однако с конца прошлого года магазинные цены не изменились, оставшись на среднем уровне 20 сантимов, сообщили агентству BNS представители отрасли. Здесь ситуация аналогична той, что сложилась в молочном животноводстве, где крестьянам за каждый литр нынче полагается меньше прошлогоднего, в то же время молоко на прилавках дешевле не становится.

С такой парадоксальной ситуацией столкнулись в этой отрасли

Картофельный патриотизм

Глава ассоциации картофелеводов Илмарс Иммурс объясняет уменьшение закупочных цен слишком большим предложением и малым спросом. “Час” уже писал о том, что вместо сахарной свеклы, которая оказалась ненужной после закрытия наших сахарных фабрик, крестьяне переметнулись на выращивание картофеля. К тому же урожайность в прошлом году была завидной. По данным ЦСУ, в прошлом году площади, занятые картофелем, составили в Латвии 40,3 тыс. гектаров, что на 10,6% меньше, чем годом ранее. Одновременно средняя урожайность в прошлом году повысилась на 37 центнеров с гектара.

По словам Иммурса, в настоящий момент себестоимость килограмма картофеля в Латвии составляет 8 сантимов и закупочные цены не покрывают издержек крестьян. Тем более что стоимость минеральных удобрений в течение прошлого года выросла вдвое, а в этом году эстафету удорожания подхватили электроэнергия и стоимость рабочей силы. Ситуацию усугубляет большой удельный вес импортного картофеля и полуфабрикатов – картошки фри на наших прилавках. В связи с этим главный картофелевод призывает потребителей этого корнеплода быть патриотичнее и голосовать кошельком за местную картошку.

В чьем кармане разница?

Анда Рутенберга, руководитель еще одной ассоциации – производителей и переработчиков картофеля, признает, что этот год будет для них не из легких. Им надо будет возвращать взятые ранее кредиты на приобретение техники и удобрений, поэтому придется подумать о выращивании каких-нибудь других культур, которые дадут им возможность заработать дополнительно. И это не сулит нам ничего хорошего, так как земледельцы вполне могут пойти на поводу рыночной конъюнктуры и вместо картошки начать возделывать рапс как сырье для биотоплива. В результате чего стоимость местной картошки в магазинах может вырасти.

Хотя и теперь, по мнению Рутенберги, она слишком высока. Она выражает недоумение тем, что при цене закупки в 5 – 6 сантимов магазинная цена остается примерно 20 сантимов за килограмм, и не понимает, где оседает столь существенная разница. “Выглядит так, что скупщики просто кладут ее себе в карман”, – заключает она. Говоря о снижении спроса, Рутенберга не может объяснить его причину и сетует, что крестьянам впору закапывать свою картошку в лесу. Напомним, что ранее в связи с подорожанием зерновых и хлеба высказывалось предположение, что латвийцы вполне могли бы заменить их в своем рационе именно картошкой. Однако, судя по всему, они не спешат становиться “едоками картофеля”.

Свою лепту в углубление кризиса в отрасли вносят супермаркеты, которые неохотно закупают местную картошку, ссылаясь на ее плохое качество. В результате потребитель пользуется картошкой, например, из Голландии, и наивно думает, что она лучше и полезнее для здоровья, говорит руководитель ассоциации.


Написать комментарий