Аглонское явление: крестьяне становятся к станкам

фото Валерия ЦЫГАНКОВА
фото Валерия ЦЫГАНКОВА
Еще не так давно предпринимателю из Дубненской волости Ивану Драгуну было чем гордиться – оба его производства, работающие в разных направлениях. Одно – по выпечке хлебобулочных изделий, другое – специализирующееся на пошиве подушек и одеял из пуха и перьев, приносили завидный доход. Сегодня все это – неперспективно. А что же будет развиваться в Латгалии?

Что выгодно производить?

Мука год назад стоила 130-150 латов за тонну, а сейчас – 280 латов.

Не особо выручает и другое направление бизнеса, потому что резко сократилась закупка куриного пуха и пера. Раньше И.Драгун отправлял еженедельно 3 фуры с этим товаром в Германию, 5 тысяч готовых пуховых подушек ежемесячно отгружались в Москву. Нынче все наоборот – закупать сырье приходится за границей. В Латгалии доживает свои дни последнее гусиное хозяйство Моники Ривере. Больше в регионе птицей никто не занимается. Получается, что при существующем положении вещей – подорожании топлива, комбикормов, электричества, требованиях ЕС по модернизации и отсутствии многих специалистов – невозможно развивать производство, тупик?

Так ли это на самом деле ЭН решила убедиться своими глазами, отправившись в гости к Монике Ривере, в Яунаглону.

Моника, трудовой стаж которой – 54 года, разменяла восьмой десяток. В совхоз “Аглона” она попала 19-летней девушкой по распределению из Дагдского техникума в 1953-м году. В полном смысле слова стояла у истоков совхозного птицеводства. Первых 5000 уток привезли из Резекне. Тот год стал убыточным для совхозного хозяйства – не было опыта. Зато второй год закончили с прибылью. За повышение уровня производства в короткие сроки Ривере, заведующей птицефермой, присвоили звание Героя Социалистического Труда. Награждали в Верховном Совете ЛССР. Впереди ждали 5 медалей ВДНХ, из них две – золотые. В середине 70-х совхоз стал миллионером, давая по полтора миллиона чистой прибыли в год. По 8 тонн птицы отвозили на Даугавпилсский мясокомбинат ежедневно. Всего на птицеферме обитало 120 тысяч уток, гусей, индюков. Обслуживали их 130 работников. Птицеводство – трудоемкое производство, связанное с ручным трудом. Люди при этом неплохо зарабатывали – 150 рублей в месяц да премия в конце года – 5000 рублей. Никто не жаловался. Рабочая смена начиналась в 4 утра, а в 6 загруженная машина уже стояла у дверей мясокомбината. Чтобы птица быстрее росла, в комбикорм вводили белковую добавку – кровяную муку. На ферме нередко можно было увидеть ученых из научно-исследовательских институтов. Наука и производство не чурались друг друга.

Казалось, что таким крепким хозяйство будет всегда, но в 1990-м совхоз вместе с наработанными традициями по птицеводству рухнул. Монике не верилось, что ее любимой работы больше нет.

Последняя птицеферма

В 1992-м более сотни пайщиков решили организовать гусиную ферму в сохранившихся помещениях. Андрей Блейдельс выкупил паи. Но о масштабах советского времени, когда килограмм комбикорма стоил 11 копеек, разговор уже не шел. Постепенно падал спрос. Производство становилось нерентабельным, сокращая с каждым годом свои обороты.

Помимо прочего, мешали перекупщики птицы, развозя утят и гусят по крестьянским хозяйствам Латгалии, покупая их по более низкой цене в Литве.

Сегодня на ферме всего 150 гусей. Но к осени и их не будет…

Завод в поле

Но это не значит, что и в этом уголке Латгалии будет полное запустение.

Построенный в 1989-м склад подстилки для птицефермы перестроен и превратился в современное ткацкое производство фирмы Rimako import-eksports. Вот что рассказал директор по строительству Александр Сахаров:

Позиция предприятия – сделать все возможное, чтобы наши люди не искали счастья в других странах. Такой подход требует не только развития производства, но и реальной заботы о тех, кто трудится. Чтобы доставлять трудоустроенных на производстве сельчан на работу и обратно, выделили автобус. Решен вопрос с профучилищами о прохождении у нас студенческой практики. В ткацом цеху, ориентированном на выпуск высококачественных махровых полотенец, установлено самое современное в Латвии европейское оборудование – 8 ткацких станков с компьютерным управлением. Таких и в Риге нет! Уже начали работать под заказ. Продукция, которую ткацкий цех способен выпускать до 20 тонн в месяц, пойдет на западный и восточный рынки. В Германии у нас свой дилер. Пока зарплата наладчиков, в зависимости от квалификации, до 350 латов, ткачей – 200-220. Предприятие в стадии становления. Пойдет развитие – будут другие зарплаты.

Перспективы

Руководит цехом Валентина Рудак, опытный специалист из Риги. Но к станкам встали местные – жители окрестных деревень.

Чтобы привлечь кадры, строят для них коттеджи городского типа. К каждому подводят воду, канализацию. Человек при желании может выкупить свой дом, взять кредит сроком на 20 лет. В перспективе планируют открыть швейный участок, деревообрабатывающее производство, строительство коттеджей под заказ. У местных людей должна быть возможность выбора профессии и возможность профессионального роста в ней.

Кроме этого, в планах фирмы создание зоны отдыха около озера Рушона с комплексом соответствующих услуг. Латгалия – красивейшая местность в Латвии. Надо возвращать сюда трудолюбивых людей, которые всегда составляли ее главное богатство.

Нам остается добавить небольшой штрих: все птичники, в которые сегодня вливаются новые веяния времени, сохранены благодаря Монике Ривере. В смутные времена, когда шло разворовывание бывшей совхозной собственности, она выступила ее защитницей. Сколько раз вылавливала расхитителей, вызывала полицию, присутствовала на судах! Согласитесь, примеров такого патриотизма немного. Тем не менее, болея за дело, с которым связана вся жизнь, Моника сумела понять и принять сердцем наступающее новое. Сохраненные ею птичники – завет молодым не отрекаться огульно от прошлого, а брать из него то, что может пригодиться в дне сегодняшнем. Тогда не прервется связь времен. “Когда увидела, что разгружают новые прекрасные станки, я плакала, на сей раз – от радости. Жизнь возвращается в наши места”, – говорит Моника, смахивая и сегодня слезы с глаз.

Жанна ЧАЙКИНА

30.04.2008 , 16:38

"Экспресс Неделя"


Написать комментарий