«Революция зонтов» может повториться

Чуть больше года назад Вайра Вике-Фрейберга остановила скандальный проект поправок к законам о нацбезопасности. Еще меньше времени прошло со времени “революции зонтов”, когда на Домскую площадь вышло 10 тыс. протестующих против решения отправить в отставку Алексея Лоскутова.

И вот политики снова говорят о необходимости усиления контроля за спецслужбами и правоохранительными органами. Что же касается столь неугодного правящим главного антикоррупционера, то к нему сейчас прицепиться — легче легкого. Он сам сообщил о том, что в бюро обнаружена пропажа крупной суммы денег. Как обещают правящие, они этого дела просто так не оставят.

22 апреля парламентарии подробно обсудили все детали дела об отстранении от должностей двух сотрудников бюро, подозреваемых в присвоении изъятых во время обысков денежных средств. Для дачи объяснений в Сейм вызвали руководителя KNAB Алексея Лоскутова и на закрытом заседании расспросили по полной.

Сам Лоскутов не скрывает, что чувствует на себе сильное политическое давление. По его словам, много усилий для дискредитации бюро прикладывается и со стороны СМИ. Но на заседании комиссии о конкретных случаях он говорить не стал, пояснив, что не желает ссориться с прессой.

Комментируя последнее ЧП внутри ведомства, руководитель KNAB не отрицает, что частично в этом есть и его вина. Однако брать на себя всю ответственность и уходить в отставку он не собирается. Факт исчезновения денег был обнаружен в ходе проверки, которую сам Лоскутов и инициировал. Он же первый сообщил об этом прессе, отстранив подозреваемых от служебной деятельности.

“Я не могу вам ничего комментировать до завершения следственных действий. Когда получим результаты проверки, тогда будем думать о необходимых мерах”, — заявил в интервью “Телеграфу” председатель Комиссии Сейма по обороне, внутренним делам и предотвращению коррупции Юрис Далбиньш (Народная партия).

Его соратник по партии Гундар Берзиньш, считающийся влиятельным теневым игроком “оранжевых”, был гораздо красноречивее. В интервью телеканалу LNT он заявил, что сумма пропажи в KNAB превышает 100 тыс. латов. Свои источники информации Берзиньш раскрыть отказался, указав только, что он в них уверен. В том же интервью Берзиньш обрушился с резкой критикой на деятельность спецслужб, которые, по мнению “народника”, сейчас обладают несоизмеримо большей свободой.

“Бюро по защите Сатверсме имеет неадекватно большое влияние на президента. Такая вседозволенность больше продолжаться не может”, — резюмировал Берзиньш. Бороться “с зарождающимся злом” представитель Народной партии предлагает по старинке: как можно скорее ужесточить парламентский контроль над спецслужбами и правоохранительными органами. То есть, другими словами, вернуться к знаменитым поправкам к законам о нацбезопасности.

Добавим, что до этого телеобращения Берзиньш уже как минимум дважды выступал с публичным порицанием деятельности спецслужб. Первый раз — обвинив главу контрразведки Яниса Кажоциньша в близости с американским посольством. Второй — сообщив о прослушке телефонных разговоров экс-премьера Айгара Калвитиса. Последнее обвинение было официально опровергнуто Генпрокуратурой после тщательной проверки по запросу Кажоциньша.

“Они никогда не отказывались от идеи подчинить спецслужбы. Какая разница, кто сейчас формально возглавляет правительство — Калвитис или Годманис. Это та же самая коалиция, та же самая группировка. И для ее интересов сильных спецслужб и правоохранительных органов в Латвии быть не должно”, — считает депутат Сейма Линда Мурниеце (Новое время). В разговоре с Телеграфом парламентарий напомнила, что “поправки о спецслужбах” сейчас по-прежнему “открыты” и теоретически в них можно вписать все что угодно, вплоть до точного возврата к прошлогодней редакции.

“Мы постоянно слышим о необходимости усиления контроля над KNAB и Генпрокуратурой. И тот факт, что подобные заявления делают не министры, а такие теневые персонажи, как Гундар Берзиньш, подтверждает, что на неофициальном уровне об этом думают очень серьезно”, — указала Линда Мурниеце.

Политолог Ивета Кажока также усматривает опасную тенденцию в стремлении правящих подчинить все себе. “Бюро по борьбе и предотвращению коррупции должно находиться вне системы Кабинета министров. При необходимости его деятельность, безусловно, должна проверять экспертная комиссия, но и в этом случае важно, чтобы она не была политизированной, как было при принятии решения об отставке Лоскутова”, — заметила Кажока в разговоре с Телеграфом. Добавим, что сам KNAB недавно обратился к правительству с просьбой предоставить ему большие полномочия, ограничив от влияния политических сил.

По мнению экспертов Телеграфа, сегодня правящие вряд ли рискнут поднять бунт против Лоскутова. Слишком уж недавно гремели толпы на Домской площади. Но если все же личная неприязнь к упрямому антикоррупционеру возьмет верх над трезвым расчетом, спасти и Лоскутова, и спецслужбы смогут двое — президент или народ. “Честно говоря, я сомневаюсь, что Затлерс решится пойти наперекор своим работодателям. А вот мнение общественности будет значить многое. Тем более что существует реальная угроза проведения референдума о праве роспуска Сейма. И поверьте, если коалиция попробует что-то предпринять, явка будет очень большой”, — предположила Линда Мурниеце.

Из первых рук

После посещения Сейма глава KNAB Алексей ЛОСКУТОВ признался Телеграфу, что не исключает возможности еще одной попытки отстранения его от должности. “Повод имеется”, — признал антикоррупционер.

— Господин Лоскутов, как вы сами объясняете факт пропажи денег? Вы признаете свою ответственность за недостаточный контроль внутри ведомства?

— Систему контроля всегда можно усовершенствовать. Но в данном случае главной причиной я считаю человеческий фактор.

— Депутаты Сейма обсуждали с вами идею о необходимости ужесточения парламентского надзора над бюро?

— С такой точки зрения вопрос не ставился. Но я считаю, что усиление парламентского контроля не является необходимостью, поскольку KNAB и так находится под постоянным контролем парламента. Мои коллеги каждую неделю участвуют в заседаниях Комиссии по обороне и внутренним делам. А для рассмотрения наших законопроектов привлекаются многие другие парламентские комиссии.

— Вы допускаете, что Сейм сейчас может вернуться к тем знаменитым поправкам к законам о нацбезопасности, утверждению которых помешала экс-президент?

KNAB не является спецслужбой. Но я не могу исключить такой возможности.

— Как вы думаете, может быть предпринята еще одна попытка сместить вас с занимаемой должности?

— Я всерьез об этом сейчас не думаю. Но возможности такой не исключаю, поскольку повод к этому имеется.

http://www.novonews.lv/news/2008/04/23/latvia/037000.html


Написать комментарий