Актер, который играет в куклы

Драматическому актеру Виктору Мишину кукольный театр всегда казался кривляньем - он вырос на русском психологическом театре. Мог ли он предположить, что позже куклы откроют ему мир искусства? Сегодня он возглавляет собственный кукольный театр «Золотой петух».

«Золотой петух» – театр, рожденный в муках

Искусство заключается в «чуть-чуть»

Мишин порой искренне удивляется себе: взрослый, здоровый, образованный мужчина и играет в куклы? Он не раз пытался поставить точку на своей карьере, но кукольный мир не выпускал его из своих объятий. Звонок с просьбой выступить – и вот он снова берет в руки плюшевых крокодилов, обезьян, попугаев, и те снова оживают…

- У каждой куклы свой характер, – говорит Виктор Иванович, – они и покапризничать любят. Чуть-чуть повернешь ее – и зрителю откроются совсем другие эмоции. Вот в этом «чуть-чуть» и заключается искусство.

Мишин умело вертит в руках крокодила. «У нас сегодня гости?» – с неподдельной заинтересованностью обращается он ко мне. «Как ваши дела?» – кукла приобретает другой образ. Мишин с удовольствием импровизирует. Кажется, в его голове уже рождается новый спектакль. Виктор Иванович с сожалением признает, что не умеет сам шить кукол, но принимает участие в их создании: продумывает образ, уточняя даже мельчайшие детали.

Работа с куклами началась в Латвийском кукольном театре, куда актер попал лишь потому, что в драмтеатрах в Риге не было вакансий. Первые годы приходилось преодолевать себя – несерьезно это, в куклы играть. Позже Мишин понял, насколько он ошибался. И влюбился в кукольный театр раз и навсегда.

После 11 лет работы в Латвийском кукольном театре Виктор Мишин решил стать независимым. Так в 1990 году родился «Золотой петух». Такое символическое название для кукольного театра он выбрал не случайно: по гороскопу Мишин – Петух, к тому же это один из символов Риги.

Актер или инженер?

…Мишин встретил «Час» дома. Здесь долгое время «Золотой петух» играл спектакли – актер переделал помещение под театр. Вот гримерка, здесь сцена, а это зрительный зал… Рассказывая, актер как будто заново переживает те дни, когда тут собирались детишки и их родители.

За 16 лет существования кукольный театр объездил с гастролями почти все города Латвии, бывал с многочисленными спектаклями в Москве, принимал участие в фестивалях в Паневежисе и Кишиневе. «Золотого петуха» помнят чуть ли не каждая рижская школа и детский садик.

Театр захватил Мишина еще в школе (он окончил рижскую 60-ю среднюю). В пятом классе он сыграл свою первую роль – пионера, который разоблачил шпиона. Никого не удивило, когда семнадцатилетний Виктор заявил, что поедет в Москву поступать в Эстрадно-цирковое училище на отделение художественного слова.

- Я был домашним ребенком, – признается Мишин, – и когда мне в училище сказали прийти завтра и к тому же не дали места в общежитии, я обиделся и уехал путешествовать по Волге с друзьями.

А потом была армия, где Виктор попробовал себя в роли режиссера и журналиста. Работал корреспондентом в газетах «На страже Родины» и «Часовой Севера». Ему даже предлагали работать в районной газете, но Мишин отдал предпочтение театру.

Отслужив положенные в то время три года в армии, он устраивается товароведом в отдел снабжения на заводе автоэлектроприборов, потом его повышают в должности и он занимается цветными металлами.

- Если бы я там остался, я бы, наверно, сейчас был миллионером, – шутит актер, – перевозя металл из пункта А в пункт Б, я не понимал, насколько ценный груз везу.

Театр – для души

Однажды Мишин открыл газету «Вечерняя Рига». Его внимание привлекло небольшое объявление: Рижский театр русской драмы проводит конкурс на замещение артистов вспомогательного состава. Виктор тут же начал думать над программой, которая была такой же, как при поступлении в театральный вуз: басня, стихотворение и отрывок из прозы. На конкурсе собралось около 30 молодых парней. Взяли двух, Виктора в том числе.

- Я был окрылен! – вспоминает Мишин. – Но отец принял мою новость скептически: «Да кто ты такой, что тебя то в инженеры, то в актеры берут?»

Когда начались репетиции, Мишин понял, что театр – это его душа. И уже не важно было, кем там работать, лишь бы чувствовать театральную атмосферу.

- Когда я пришел на завод увольняться, то буквально кричал от радости: «Меня берут в театр!» – рассказывает руководитель театра «Золотой петух». – А коллега из отдела кадров говорит: «У меня два сына, и я бы ни одному не посоветовала стать артистом. За вас же ни одна девушка замуж не выйдет! А вы что, правда, любите театр?» – «Да!» – «Тогда езжайте в Москву на две недели, которые положено отработать до увольнения. Пару дней уделите работе, а остальное время походите по театрам».

Вернулся Мишин в полном убеждении, что театр – это его сфера.

Через сопротивление

Проработав год артистом вспомогательного состава, он понял, что нужно учиться. Он снова едет в Москву поступать в четыре театральных вуза (Щукинское училище, Щепкинское, ГИТИС и МХАТ), но проваливается. Однако остается еще Ярославль: здесь в театральное училище поступают в августе, а не в июле.

- Я сдал все экзамены на «отлично», но ехать туда учиться мне не хотелось, – не скрывает Виктор Иванович, – Отец надавил: «Ты пробивал стену лбом! Она зашаталась, и ты отступаешь? Испугался трудностей?» Меня очень впечатлили эти слова, и я поехал.

В Ярославле все началось с проблем. Мест в общежитии не было. Пришлось на троих снимать маленькую комнату, до стипендии денег не хватало. Но студентов воодушевляла их будущая профессия.

- С однокурсниками мы могли среди ночи подняться и придумывать новые этюды, проигрывая их до утра, – вспоминает Мишин. – Нас учили вживаться в образ. Это была настоящая школа психологического русского театра!

В училище Мишин встречает свою будущую жену. Через некоторое время рождается первый сын Иван, а за ним Илья. Однако постоянные выступления, разъезды (Виктор работает в Лиепае, Костроме, Кирове) не способствовали семейной жизни.

Мишина мучает постоянная дилемма: творчество или родина. Горизонты для первого были открыты везде, кроме родной Риги. Даже во время своего звездного актерского часа в Кировском драматическом театре он возвращается в Ригу, несмотря на доверенные ему главные роли. Он возвращается к работе в Латвийский кукольный театр и понимает, что куклы не променяет ни на что, только теперь уже в своем собственном театре «Золотой петух».

…Недавно у Виктора Ивановича родился сын. Маленький Мишель стал для него надеждой – ведь никто из старших сыновей не пошел по стопам отца. Мишин не настаивает. Ведь искусству не научишь. Его надо любить…


Написать комментарий