Тиражей на всех не хватит…

Подавляющее большинство латвийских глянцевых журналов печатается в Литве. «Час» попытался разобраться, почему. Нашим экспертом согласился стать Висвалдис Трокша - директор типографии Mыkusala и председатель правления Латвийской ассоциации полиграфических предприятий.

- Висвалдис, почему мы с нашими типографскими мощностями отдали литовцам печатание глянцевых журналов?

- Из-за нерешительности предпринимателей и инвесторов мы упустили время. Испугались, что большая полиграфия требует миллионов латов инвестиций. Дрогнули от того, что эти вложения окупаются лет через десять.

- А литовцы? Они что, об этом не догадывались или у них денег немерено?

- Они предприимчивее нас. И более открыты для большого бизнеса. Поэтому у литовского монополиста Lietuvos rytas сегодня семь больших рулонных печатных машин и мощный парк послепечатного оборудования. Они могут печатать все что угодно и по любой технологии. В том числе толстые глянцевые, или, как мы их называем, клеевые журналы. У нас в Латвии их тоже печатают, но на листовых машинах. Это 15 000 листов в час, а рулонная машина выдает до 50 000 листов. У нас же есть рулонные машины только для печатания газет. В «Пресес намс» на них пробовали печатать и журналы, но они получались не того качества. И только после этого они купили первую журнальную машину… Теперь и у нас в Mыkusala появилась новая журнальная машина, но мы на ней клеевые журналы пока не печатаем. Потому что учимся. Увы, готовых печатников на рынке труда сегодня попросту нет. Но во втором полугодии начнем принимать заказы на печать и клеевых журналов. К тому же и «Пресес намс» купил еще две такие машины, и теперь ждет, когда для них закончат строить здание рядом с аэропортом. Возможно, они начнут принимать заказы даже быстрее, чем мы.

- Значит, и деньги нашлись, и машины журнальные у нас появились…

- Мысль купить такую машину у нас появилась сразу же после того, как она появилась у «Пресес намс». Но тогда потратиться на нее все же не рискнули и купили машину для печатания газет. Через год она была загружена полностью! Тогда опять вернулись к идее приобретения журнальной машины, но так и не смогли убедить владельцев в необходимости этого – скандинавы считают, что не машины нужно покупать, а готовые полиграфические услуги. Если бы я их убедил, никто сегодня в Литву бы не ездил.

Некоторое время назад литовцы отставали от нас по уровню полиграфии, но они смело инвестировали в большие рулонные машины. Что касается эстонцев, то они ориентировались на финнов, поэтому у них сегодня несколько предприятий, на которых семь больших машин… Мы же журнальную машину купили только в прошлом году, для чего взяли кредит.

- Вы надеетесь, что к вам придут те, кто сейчас печатается в Литве?

- Надеюсь.

- Налоги на полиграфию у нас и в Литве одинаковые?

- Абсолютно, как и во всем Евросоюзе.

- В таком случае насколько могут подешеветь наши журналы, если они будут печататься не в Литве, а дома?

- На величину стоимости транспортировки – привезти одну фуру с продукцией из Литвы стоит около 500 латов. Плюс командировочные расходы.

- А есть ли преимущества у тех издательств, которые имеют свои полиграфические мощности?

- В 60- 70-е годы, когда не существовало интернета и источником свежих новостей были имевшие огромные тиражи газеты, располагать собственной типографией, гарантировавшей их своевременный выпуск, было выгодно. Сейчас все радикально изменилось. Телевидение и интернет – вот источники даже не горячих, а кипящих новостей. Зачем их читать наутро? Газеты переориентировались на аналитику, но она нужна уже не такому количеству людей. Тиражи стали падать, и отношение к собственным полиграфическим мощностям изменилось. Машина не вечна, а новая слишком долго окупается. Самым выгодным является объединить средства нескольких издательств и вложить их в общую типографию.

- Есть ли на латвийском рынке газетно-журнальной полиграфии место для еще двух-трех игроков?

- С точки зрения потребителя, чем больше будет типографий с большими рулонными машинами, тем выше будет конкуренция и тем ниже будут цены. Но так не получится! После того как «Пресес намс» поставит оборудование в новых помещениях, не то что двум, а и одному уже места на рынке не будет. Сегодня еще можно говорить о какой-то рентабельности, а с появлением третьего игрока мы станем зарабатывать намного меньше. Но цены на бумагу, транспорт, краску, электричество растут, работникам зарплату повышать надо. Нам же всем нужно зарабатывать хотя бы столько, чтобы расплатиться по кредитам. Следовательно, что мы сделаем? Поднимем цены. Как после этого будут вынуждены поступить издательства?

По прошествии какого-то времени нам нужно будет заменить машину на новую – мы на это сможем заработать? Нет, поэтому снова пойдем брать кредит. Но ситуация во всем мире такая, что тиражи газет падают и подниматься уже не будут, тем более на таком маленьком рынке, как наш. Думаете, банки об этом не знают? Кто же захочет давать кредит на модернизацию производства, которое не развивается. Хотя, учитывая нынешние процессы в кредитовании, денег могут и дать… Но разве это снизит инфляцию? Нет, потому что жить на незаработанные деньги и одновременно повышать зарплаты работникам это не мера борьбы с инфляцией… Такая вот макроэкономика в большой латвийской полиграфии. Впрочем, и не только в ней.

Справка

В Латвии 150 типографий, в них работают 2700 полиграфистов, и они дают 7,5% от ВВП Латвии.


Написать комментарий