Дайнис Турлайс: «Спецслужбами должна руководить исполнительная власть»

Не утихают споры вокруг разработанных правительством Айгарса Калвитиса и принятых Сеймом на прошлой неделе поправок к законам об учреждениях безопасности. «Час» уже предоставлял слово представителям оппозиционного «Нового времени», жестко раскритиковавших эту инициативу и обвинивших премьера в попытке узурпировать власть. Сегодня даем возможность высказаться другой стороне - на защиту премьера встал представитель Первой партии, бывший глава МВД Дайнис Турлайс.

Калвитис поступил правильно!

- Оппозиция много говорит о минусах правительственной инициативы усилить свой контроль над спецслужбами. Может быть, вы назовете плюсы?

- Не думаю, что речь идет о плюсах или минусах. Речь идет о том, что не существует другого порядка подчинения спецслужб, кроме подчинения правительству. Чтобы судить, как работают государственные институции, надо понимать теорию государства. Спецслужбы являются инструментом исполнительной власти. В Европе нет ни одной страны, где было бы по-другому! Исполнительная власть не контролирует спецслужбы, она ими руководит! А как можно руководить, если законодательно на это нет никаких прав? Решение Калвитиса совершенно логичный и правильный шаг. За парламентом как за законодательной властью остается полное право осуществлять контроль как над самой исполнительной властью, так и над всеми спецслужбами.

- А как мы жили 16 лет до этого? Получается, что спецслужбами никто толком не руководил?

- Они существовали сами по себе… Нужно посмотреть на проблему глубже. Сейм такой, какой он есть, здесь ничего не поделаешь. Но во многих странах, например, существуют курсы, которые посещают люди, приходящие во власть. Я сам проходил подобный курс для депутатов в Англии – это как бы азбука, там объясняют, как и что работает, почему принимаются те или иные решения.

Подобные курсы необходимы представителям различных ветвей власти, тем, у кого нет знаний в какой-то практической области. У нас таких обучающих программ, увы, не существует, поэтому зачастую законы принимаются так, как они принимаются… Было бы хорошо, если бы у нас появилась возможность учить людей принимать решения. Тогда бы не получилось так – закон приняли непрофессионалы, а спецслужбам потом приходится расхлебывать последствия… Но законы – это только один нюанс. А повседневное руководство спецслужбами? Кто будет им ставить задачи? Перед кем они должны отчитываться в их выполнении? Вот здесь и возникает проблема. Хорошо, что премьер принял решение изменить законы – это надо было сделать еще раньше.

- А что мешало?

- Как у нас все получается? Проходят выборы, люди, которые приходят к власти, попадают туда демократическим путем. Потом эти люди формируют правительство.

Но как только правительство сформировано, начинается другая история. Законодательно мы сразу же начинаем ограничивать исполнительную власть, особенно премьера. Согласно нашему законодательству, премьер – это практически бесправный человек. Он даже поощрить никого не может, не то что наказать! Я уж не говорю о возможности давать кому-то какие-то указания. Я, конечно, немного утрирую, но по сути так и есть. И это неправильно.

- «Новое время» считает, что принимая поправки к законам о спецслужбах в порядке 81-й статьи Конституции, дающей правительству право во время каникул Сейма принимать правила, имеющие силу закона, Кабинет министров Айгарса Калвитиса нарушил Конституцию.

- Об этом даже нет смысла говорить. По поводу 81-й статьи Конституции давно уже идет дискуссия, и лично я считаю, что эта статья вообще неуместна. В мире очень мало стран, где существует подобная норма. Но коль сегодня такая статья существует и правительство пользуется этим, то говорить о том, что закон был нарушен, совершенно неуместно.

Да, 81-я статья Конституции позволяет правительству принимать правила, которые имеют силу закона, но эти правила вступают в силу все равно только после утверждения их парламентом. Поэтому в данном случае никаких нарушений со стороны премьера быть не может. Если парламент их одобрил, значит, эти правила стали законом, а если нет, то они не вступают в силу. Другого пути нет!

- Тем не менее даже президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга выразила удивление той спешкой, в какой правительство приняло эти законы…

- Удивляться надо не президенту, а ее действиям. Напомню, что в нашей Конституции записано четко и ясно, что у президента нашей страны нет власти, и он даже не несет ответственности за свои решения. Следовательно президент должна была возмутиться, когда отдельными законами, в том числе и законами, регулирующими вопросы, связанные с безопасностью, ей было делегировано руководство Советом по национальной безопасности. Вот это и есть нарушение Конституции, ибо она всего этого не предусматривает. Зато другими законами президенту были предоставлены дополнительные права и возложены обязанности. Вот это противоречие.

- Можно ли говорить о том, что решение правительства приведет к повышению эффективности работы спецслужб?

- Безусловно. На самом деле наши службы работают эффективно и способны работать эффективно. Именно поэтому необходимо, чтобы руководство ими тоже было эффективным и осуществлялось в интересах государства.

Справка

Как это было

9 января правительство на внеочередном заседании приняло поправки к ряду законов, касающихся государственной безопасности. Кабинет министров не смутило, что ранее эти поправки подверглись критике со стороны экспертов. И президент Вайра Вике-Фрейберга призывала Кабинет министров не торопиться. Воспользовавшись 81-й статьей Конституции, правительство утвердило поправки к закону о национальной безопасности и закону об органах госбезопасности, разрешающие премьеру руководить Советом органов госбезопасности. В совет будут входить министры обороны, иностранных и внутренних дел, а также юстиции. Они смогут вызывать на заседания совета руководителей служб безопасности и других министров. Совет будет согласовывать проекты бюджетов учреждений госбезопасности и поручать проведение проверок в них. Поправки к закону о национальной безопасности также предоставляют членам парламентской комиссии по национальной безопасности право не только знакомиться с результатами проверок органов госбезопасности, но и самим проводить в них проверки.

Правительство приняло и поправки к закону о государственной тайне, определяющие компетенцию службы анализа информации в обеспечении мер по охране государственной тайны.

Несмотря на яростные протесты оппозиционного «Нового времени», большинство Сейма поддержало инициативу «народников». Как рассказала «Часу» депутат Сейма от «Нового времени» экс-министр обороны Линда Мурниеце, «нововременщики» намерены обратиться в Конституционный суд. Обжаловать порядок принятия поправок собираются и депутаты оппозиционного «Центра согласия». Глава фракции «Центра согласия» Янис Урбанович отметил, что правительственное решение «является демонстрацией явного неуважения как ко всем жителям страны, так и к депутатам, за которых проголосовали латвийские граждане».


Написать комментарий