Памятник неизвестному спекулянту

Если бы у нас не существовало рынка недвижимости, его следовало бы выдумать. А впрочем, кто сказал, что этот наш рынок — особенно новых проектов — не выдуман? Что он не является блефом и заговором? Кому это выгодно, спросите вы. Всем, кроме потенциальных новоселов — тех, для кого якобы и возводятся новые дома.

Начнем с государства, которое носится со своим румяным ВВП, как курица с яйцом. И яйцо это не простое, а фаршированное виртуальными миллиардами за счет операций с недвижимостью (18,1% в росте ВВП в III квартале 2006 г.) и строительства (12,2%). Чем больше строится и перепродается квартир, тем выигрышнее позиции государства в рейтингах Eurostat.

Банки. Им вообще лафа. Они дают деньги под проценты как покупателям жилья (читай — спекулянтам), так и девелоперам. Счет, опять же, идет на миллиарды. Если вы покупаете квартиру в новом проекте за 100 тысяч наличкой, то с учетом выплат по кредиту она уже зашкаливает за 200—250 тысяч! Принимай, родина, в закрома ВВП!

Девелоперы, строители, риелторы, перекупщики. Если бы не было последних, то первым двум пришлось бы туго. Реальный новосел не может себе позволить содержать ВВП, банки, да еще и девелоперов, которые не прочь добавить к себестоимости стройки вдвое, а также наших элитных строителей. Единственный, на кого можно рассчитывать, — это тот самый спекулянт. Все вышеперечисленные “участники и эксперты рынка”, плюс те, кто перепродает друг дружке участки земли с проектами и без них, накручивают на цену свой интерес. Цены растут, как этажи новостроек, причем первичный рынок тянет за собой вторичный, так как народ может позволить себе впрягаться в кредит только на старенький панельный дом. Банки и тут в выигрыше: 75% ипотеки они дают именно на старое жилье, с которым совершается 80% сделок.

“А кто же живет-поживает в этих самых новых проектах? — спрашивают друг у друга обычные человеки со вторичного рынка, тревожно заглядывая по вечерам в неосвещенные окна сданных в эксплуатацию домов. — Может, марсиане?” Глупая и близорукая позиция. Совсем не обязательно, чтобы в наших новых проектах кто-то жил. Гораздо важнее, чтобы квартиры в них бесконечно перепродавались. Однако следует напомнить, что вечный двигатель еще не изобретен. Кто будет крайним, когда банки перестанут кредитовать полную стоимость жилья, которая приблизится к цене квадратного метра в городе Монте-Карло? Простой рядовой кузнец латвийского экономического чуда, которого по старой привычке награждают обидной кличкой “спекулянт”. Я бы на месте нашего правительства поставил ему памятник. Аккурат напротив здания Кабинета министров — там, где раньше стоял Ильич.


Написать комментарий