Не все квас, что квасом называется

В далекие советские времена почти каждое латвийское производство прохладительных напитков готовило собственный квас. И сегодня многие помнят оригинальную продукцию заводов «Рижский комбинат хлебопродуктов», «Велдзе», «Рига», «Ильгюциемс» и «Варпа». К покупателю квас доставлялся в знаменитых желтых «квасных» бочках. При этом в квасе не прекращались процессы брожения, из-за чего срок его реализации редко превышал 2- 3 дня...

Название на этикетке не всегда соответствует содержимому

Нынешнее лето выдалось жарким – покупатели буквально сметали с прилавков любые прохладительные напитки. И мало кто задумывался, что именно мы пьем. Торговые прилавки заполнены десятками видов напитков. Но стоит внимательно ознакомиться с их составом, и становится ясно – большинство являют собой лишь плод ловких манипуляций с таблицей Менделеева. Не стал исключением и обычный квас.

По мере развития технологий в пищевой промышленности с прилавков наших магазинов начали активно вытесняться натуральные напитки, на смену которым хлынул вал всевозможных химических суррогатов. Пластиковые бутылки, наполненные напитками всех цветов радуги, заворожили нашего покупателя. Торговцы тоже по достоинству оценили представившиеся им возможности – новые напитки не только показывали устойчивый спрос, но и могли храниться сколь угодно долго. В отличие от местной продукции, в которой большинство компонентов были натурального происхождения, «заморское» питье могло храниться буквально годами – натурального в них порой было только название.

Падение спроса на натуральные «неудобные» напитки привело к тому, что большинство местных производителей были вынуждены закрывать их производство и переключаться на новомодные, нередко откровенно «химические» лимонады. Их производство не требует сложных подготовительных процессов. Все что необходимо – мощная разливочная линия. Разбавь концентрат водой, закачай побольше углекислого газа – и напиток готов.

Покупатели, пресытившиеся разноцветной «химией», все чаще стали вспоминать о незаслуженно забытых традиционных напитках (том же квасе, к примеру). Однако выяснилось, что большинство местных предприятий разучились работать с «натуральным» сырьем и идут проторенной дорогой: в воде растворяется небольшое количество солодового экстракта, добавляются заменители сахара, с помощью вкусовых добавок напитку придается некое подобие знаменитого квасного вкуса. Рецептура абсолютно не мешала производителям утверждать, что их «произведение» является законным наследником традиционных рецептов приготовления натурального кваса.

Чтобы выяснить, насколько современные образцы кваса соответствуют своему историческому прототипу, мы провели эксперимент – приобрели несколько бутылок с наиболее известными местными сортами кваса и обратились за консультацией к ведущему латвийскому диетологу Андису Бреманису с просьбой оценить состав напитков и дать заключение об их свойствах. Для чистоты эксперимента мы называли не марки напитка, а лишь данные по их составу. Оказалось, что лишь один из представленных образцов является собственно квасом! Только в его производстве применялось сбраживание солодового сусла, и, следовательно, только в нем присутствуют столь полезные для организма ферменты и молочная кислота. Остальные напитки были банальными «газировками», в которые для вкуса добавили небольшое количество солодового экстракта. Что же до единственного кваса, оказавшегося квасом, раскроем страшную тайну – этот квас выпускает фирма КОК&Ko .

По мнению Андиса Бреманиса, было бы куда честнее, если бы их производители указывали на своих этикетках: «Напиток со вкусом кваса», или, на худой конец, «Квасной напиток». Что до их полезных свойств, то, по мнению специалиста, о них говорить не приходится. И еще специалист отметил – на большинстве «квасных» этикеток даются не цифровые индексы консервантов и химических соединений, как это принято во всей Европе, а полная расшифровка состава продукта. По мнению Андиса Бреманиса, не исключено, что производители сознательно идут на небольшую хитрость: в обществе уже сложилось негативное отношение по отношению к пищевым заменителям и консервантам под индексом Е, и производители любыми способами стараются не указывать на этикетках кодовые обозначения. Не дайте себя обмануть: если на этикетке скромно написано «бензоат натрия» – это и есть консервант под индексом Е-211 . Увлажнитель глицерин соответствует коду Е-422, подсластитель аспартам – Е-951 ), сульфат калия – Е-515 .

Чтобы выяснить, насколько правомерным является использование названия «квас» для подобной продукции с точки зрения закона, «Час» связался с департаментом ветеринарии и продуктов при министерстве земледелия Латвии и попросили дать заключение, не является ли подобные манипуляции с названиями попыткой ввести потребителя в заблуждение.

Ответ был обескураживающим: конечно, с позиции здравого смысла большинство из представленных сегодня квасов ими не являются. Но с точки зрения требований и правил маркировки продукции в большинстве случаев производители правы. Они честно указывают состав напитков. И хотя большинство компонентов откровенная химия – но ведь разрешенная же! Что же касается того, какие напитки подпадают под название «квас», а какие нет, закон подобные различия никак не регламентирует.

Вывод напрашивается сам собой. И по сей день в наших законах существуют серьезные пробелы, позволяющие производителям практически бесконтрольно гнать на рынок химические суррогаты. Причем интересы тех, кто все же отваживается на выпуск натуральных продуктов, никак не защищены. А мы становимся заложниками союза пищевой индустрии и достижений химической науки.


Написать комментарий