Белоруссия не шестерка в игре крутых ребят

В Минске полно иностранцев. Причем не праздных туристов, а сосредоточенно спешащих деловых людей. Что совсем не вяжется с мифом о закрытой стране и диктаторском режиме, бойкотируемом мировым демократическим сообществом. Деловые люди информированнее прочих и увереннее держат нос по ветру. Что же их носы вдруг уловили со стороны Белоруссии? Чтобы понять это, «Час» отправился к вызывающему доверие источнику - к своим коллегам.

«Час» расспросил главного редактора главной белорусской газеты Павла Якубовича

Любой союз – лишь форма партнерства

Главный редактор центральной республиканской газеты «Советская Белоруссия» Павел Якубович производит впечатление человека свойского, никак не государственного. Джемпер-джинсы, байкерские подусники, трубка в зубах, свободная и образная речь, за которой не просматривается чья-либо режиссура… Кабинет под стать хозяину – обширный, но при этом исполнен вольнодумства. Впрочем, не будь Якубович убежденным государственником, не сидеть ему в этом кабинете.

- Белоруссия, многое претерпев и выстояв, в результате сделала неожиданный рывок и по среднему уровню жизни народа обошла многие страны. В том числе и своего партнера по союзу, что не может не вызывать ревность у российской политической элиты. Каково ваше отношение к этому союзу-долгострою?

- Союз во многом уже построен. Единение с Россией дело благое, но только как союз. Для которого главное – улучшение самочувствия живущих в нем людей.

Мне приятно без таможенных формальностей поехать в Кострому, а ветерану-москвичу приехать в Минск на встречу с фронтовыми товарищами. Мне греет сердце то, что талантливый белорусский паренек может учиться в Московском университете на равных с россиянами, а российские предприниматели имеют равные права с нашими в бизнесе.

Но когда поднимается вопрос о едином государстве, мне хочется понимать, что это такое. Не фиговый ли это листок, под которым прячется потеря чьей-то независимости. Хотя ясно – чьей, а вот этого мне очень не хочется. И «не хочется» – это еще мягко сказано, поскольку независимость – это такая ценность, которая не отдается и не дарится ни при каких условиях.

Увы, когда российские политологи говорят о едином государстве, то подразумевают превращение Белоруссии в еще одну область Российской Федерации. Об этом не раз проговаривались не только рогозины, но и либералы вроде Немцова с Явлинским. И я не возьму в толк, чего здесь больше – московского снобизма или совершенно неадекватного понимания места и роли России в современном мире, где интеграция является доминирующим фактором, но без подавления малых большими.

Такое понимание сегодня отвергается и руководством, и общественным мнением Белоруссии. Знаю точно, что президент Лукашенко и его команда не захотят уйти с исторической сцены в амплуа могильщиков белорусской независимости. Поэтому Белоруссия – один из учредителей ООН – с политической карты мира не исчезнет никогда.

А еще мы стоим на той точке зрения, что созданный и уже работающий союз с Россией нужно совершенствовать, резервов у него еще очень много. Но чье-либо доминирование в нем неприемлемо.

Белорусский народ доказал, что может построить государство, удобное для жизни. Он сделал это, не имея природных ресурсов и портов, он убедил мир и убедился сам, что способен устойчиво развиваться, рассчитывая только на свои собственные силы. А союз – это лишь форма взаимовыгодного партнерства на основе компромиссов, это возможность по договоренности пользоваться благами друг друга. Но без угроз отключить партнеру газ или, не дай бог, канализацию…

Полагаю, что насчет газа мы с Россией все же сможем договориться. Газовый факел не инструмент для аргументации. У Белоруссии тоже есть что предложить России, поэтому сядем, посчитаем и договоримся.

Что дало России белорусское оружие

Полный текст статьи&


Написать комментарий