«В инженеры я пойду, где меня научат?»

В Даугавпилсском университете создается программа по подготовке инженеров по специальности «машиностроение». Это лишь одна часть проекта по развитию современной индустрии в Латгалии. Название проекта - «Создание Латгальского инженерно-технологического кластера». На его реализацию государство и европейские фонды выделили около трех миллионов евро.

Что такое кластер?

Без парочки экономических терминов не обойтись. В то время как нам уже 15 лет толкуют, что при капитализме государство не занимается производством, никому не помогает, а все регулирует рынок, в ряде европейских стран успешно применяют теорию Майкла Портера. В 90-м году он опубликовал книгу «Конкурентные преимущества наций», где и прозвучало новое понятие – кластер.

Кластер – это группа взаимосвязанных предприятий и организаций, расположенных в одной зоне. Для развития региона необходим комплексный подход. Его обеспечивает государство, помогая тем или иным отраслям. То есть если фирма хочет, к примеру, построить целлюлозный комбинат, то надо думать не только о том, где взять лес и куда девать отходы. Необходимо побеспокоиться и о кадрах, и о развитии индустрии, которая будет эту целлюлозу перерабатывать. То есть нужно наладить производство бумаги. Причем хорошей, для чего необходимо создать научный центр. А еще лучше – развить полиграфию и на месте печатать глянцевые журналы. Тогда все денежки будут стекаться к вам.

Сообразительные уже догадались, что одной из первых эти идеи взяла на вооружение Финляндия, которая именно так использует лес. И по уровню конкурентоспособности сейчас выходит на одно из первых мест в мире. Сравните с нашими лесопилками, и все станет ясно. Кстати, и в проекте по строительству целлюлозного комбината на Даугаве предполагалось, что вся последующая переработка целлюлозы будет производиться в Финляндии.

Партнерство городов

Теперь вернемся к нашим латгальским делам. Наряду с безработицей не хватает специалистов. С другой стороны, пойдешь учиться, а через пять лет очередной завод закроется, и именно твоя специальность окажется невостребованной. Вот поэтому ряд самоуправлений, учебных заведений и общественных организаций Латгалии взялись за масштабный проект. Итог в данный момент таков. Есть реальная возможность на современном уровне развивать в Даугавпилсе машиностроение, в Резекне – производство пластмассовых изделий, в Ливанах – оптико-волоконное производство. Предприятиям, которые действуют в этих городах, уже сейчас не хватает около двухсот специалистов.

Важная проблема – внедрение современных технологий. Поэтому в рамках проекта предусмотрено создать инженерную лабораторию, современный центр проектирования. Наконец, разработать программу по подготовке инженеров на базе физико-математического факультета Даугавпилсского университета. Как рассказал руководитель проекта профессор Антоний Салитис, планируется объявить набор уже в следующем учебном году.

В ходе обсуждения проекта, в котором участвовали как ученые, так и заводские специалисты, выявился целый ряд проблем.

- Конечно, с кадрами беда, – поделился представитель завода приводных цепей. – Нам тут надо было примитивную двухопорную балочку просчитать, так в городе не нашли специалиста, способного это сделать. Но только как в той поговорке: не поздно ли пить боржоми, когда печень разрушена? Конструкторские бюро почили вместе с заводами, хорошие специалисты разбежались. Учить-то надо новейшим технологиям. А где они? Еще одна проблема – кого учить? Физика в школе необязательный предмет, математика – на низком уровне. Один из латвийских вузов признался, что из почти тридцати студентов инженерных специальностей диплом получают четверо – остальные не способны закончить образование.

За чей счет?

Еще одна нерешенная задача – привлечь к подготовке специалистов владельцев заводов. Они жалуются на нехватку кадров, но пока не готовы вкладывать деньги в образование и науку. Подтверждает это и работа над проектом. Нет, после получения лицензии программа будет оплачена из бюджета, так что львиную долю затрат государство берет на себя. Но и бизнесменам надо хотя бы чуть-чуть раскошелиться на создание базы, на практику для будущих инженеров.

Еврофонды готовы были выделить значительные средства для создания инженерной лаборатории, оснащенной самым современным оборудованием. Условие – десять процентов стоимости нужно оплатить общественной организации, причем необходимо подготовить помещение для такого исследовательского центра. Казалось бы, куда лучше – даете отремонтированный подвальчик, и бесплатно поставляют станки с числовым управлением, другую современную технику. Но не конкретному лицу или предприятию, а именно для развития региона. Увы, даугавпилсские предприниматели так и не смогли договориться, пожалели денег на общее дело. А вот резекненцы с заданием справились и технику получили.

Даугавпилсскому же университету в рамках проекта досталась современная компьютерная техника с программным обеспечением, позволяющим заниматься проектированием.

«Скажите честно, можно будет вашего выпускника попросить сделать электронную версию детали, или он только по учебнику будет все представлять?» На такой вопрос промышленников представители вуза ответили, что все зависит от того, как студенты будут проходить практику. Уже сейчас есть примеры того, что фирмы приходят в аудиторию и предлагают студентам совместить учебу с работой. К моменту получения диплома выпускник уже трудится в полную силу. А в Германии обычное явление, когда после четырех месяцев работы на предприятии молодой человек получает направление в институт. Каждый год – несколько месяцев практики. Через два года можешь работать мастером. Или получай полное профессиональное образование и целевое распределение на родной завод.

Проект «Разработка программы по подготовке инженеров в Даугавпилсском университете» – совместное детище университета, Даугавпилсской думы и Совета директоров и предпринимателей.

- Конечно, проблем будет много, – сказал «Часу» исполнительный директор Совета директоров Александр Гусев. – И преподавательские кадры нужны, и систему профориентации нужно восстанавливать, и предпринимателей активнее подключать к этой деятельности. Но под лежачий камень вода не течет. А мы эту глыбу все-таки уже подвинули…


Написать комментарий