Александр Казаков: «Нужен диалог»

Депортированный из Латвии один из создателей Штаба защиты русских школ Александр Казаков за неделю до выборов выступил на Первом Балтийском канале с обвинениями в адрес политического объединения ЗаПЧЕЛ. За чем последовала бурная дискуссия. О мотивах скандального выступления и ситуации после выборов Александр Казаков рассказал «Часу».

Когда проиграл штаб

- В вашем выступлении и откликах на него бурно обсуждаются события двухлетней давности. Так что же произошло до, во время и после 1 сентября 2004?

Движение сопротивления достигло пика и перевалило через него перед 1 сентября, а операторы процесса никак не хотели в это поверить. Перед сентябрем среди активистов штаба можно выделить две фракции – общественную и партийную-запчеловскую. Последняя просчитывала варианты, как «дотащить» активное сопротивление до муниципальных выборов, чтобы как на выборах в Европарламент воспользоваться активностью русской общины. Это была «позитивная» задача для высшего менеджмента ЗаПЧЕЛ, а «негативная» заключалась в том, чтобы окончательно скомпрометировать ПНС и всех остальных на русском политическом поле, объявив себя единственными защитниками интересов русских детей и их родителей.

Общественники искали способы актуализировать борьбу, вдохнуть в нее новую энергию. Отсюда голодовка, акция с приковыванием к дверям кабмина и планы круглосуточного стояния в центре города вплоть до отмены реформы. Я был уверен, что такая демонстрация готовности сопротивляться реформе приведет к ее отмене или по крайней мере приостановке и реанимации закона о школах нацменьшинств.

Претензии к окроловцам, что они якобы оттянули силы штаба от акций протеста, не соответствуют действительности, так как будущие окроловцы рассматривали акции протеста начала сентября как необходимый шаг в создании ОКРОЛ. Поэтому они вложились в него всеми силами и средствами, привлекли новых людей, по тем или иным соображениям не желающих участвовать в деятельности штаба. Предполагалось (по крайней мере мной), что в случае начала реформы на учредительном собрании ОКРОЛ 12 сентября удастся переформатировать движение сопротивления – снять с него налет однопартийности и поставить во главу угла решение общих проблем гражданства, языка и школы.

Можно упрекать штабистов, что митинг и последующая забастовка были обречены на провал. Но выбора ведь не было! 1 сентября начиналась реформа, и надо было либо идти ва-банк, либо сдаться. Штаб не сдался, но и не выиграл.

Проиграл он позже. После того как реформа началась, надо было провести ревизию целей и методов борьбы и готовить новый подъем движения борьбы русской общины за свои права. Вместо этого в штабе наступила апатия, а ЗаПЧЕЛ отказался от его реформирования.

Большое будущее

Полный текст статьи&


Написать комментарий