Почему пролетели «пчелы»

Неприятным сюрпризом выборы в 9-й Сейм стали для двух объединений — ТБ/ДННЛ и ЗаПЧЕЛ. Они с трудом перешагнули 5-процентный барьер. Версий, почему избиратели предали своих кумиров, много, начиная с того, что у объединений была плохо подготовлена рекламная кампания и отсутствовали достойные лидеры, и заканчивая снижением популярности радикальных идей.

Патриотизмом сыт не будешь

По мнению политолога Илзе Островски, эти выборы показали, что народ устал от конфронтации и желает реальной, а не бумажной интеграции. “Может быть, по форме и сути Центр согласия, в отличие от ЗаПЧЕЛ, выглядел более интеграционной партией. Избиратель не видит, как партия интегрирована изнутри, но по ее предыдущим действиям в парламенте верит, что Центр сможет провести политику, которая сблизит два электората, а то и попадет в коалицию, — делится Островска. — Хотя в телевизионных интервью в ночь выборов условно правые партии клялись, что никогда и ни при каких обстоятельствах они с левыми работать не будут. Но время покажет. Ситуация может меняться, темпы миграции окажут свое давление”.

По мнению политолога, именно из-за того, что люди поостыли к идеям радикализма, и связан провал ТБ/ДННЛ. На первый план вышли социально-экономические проблемы. “Избирателям всегда было важно, как эти проблемы решаются. Но с ростом инфляции вопрос встал более остро. И эти проблемы затмили патриотические идеи”, — добавляет она.

А вот политолог Янис Икстенс считает, что причины проигрыша ЗаПЧЕЛ и ТБ/ДННЛ больше связаны с вялой избирательной кампанией. “Насколько я мог заметить, электронные русскоязычные масс-медиа свои симпатии высказывали Центру согласия. И именно активной рекламной кампанией мы можем объяснить ошеломляющие итоги голосования для этой партии”, — комментирует он. Что касается ТБ/ДННЛ, то политолог не считает их проигравшими — ведь объединение и процентуально, и численно набрало больше, чем на предыдущих выборах. "Если вы меня спросите, почему за них голосовали 50 000, а не 150 000, как за “народников”, так это очевидно. “Тевземцы”, ЛСДРП и прочие просто действовали по установленным правилам и ограничениям на рекламу. Победители же — “священники” и “народники” в большей степени — эти законы нарушали", — пояснил Икстенс.

“Кушайте, Шура, кушайте!”

Сами “потерпевшие” больше согласны с последней версией.  Юрий Соколовский из ЗаПЧЕЛ уверен: эти выборы были соревнованием политтехнологов и больших денег. "Это касается как победы “народников”, так и Центра согласия. Полгода по Первому Балтийскому каналу не было ни одних новостей без Центра согласия.

В итоге люди проголосовали за рекламу. На мой взгляд, это сигнал, что в следующий раз будут потрачены еще большие суммы на рекламу. Не надо работать все 4 года, главное — отдаться за полгода до выборов какому-то олигарху. Он купит рекламу, которой промоет мозги избирателям, и будет результат", — уверен парламентарий.

По его мнению, ЗаПЧЕЛ, желающие выглядеть честными и независимыми от спонсоров, на самом деле выглядели устаревшими. "Но достаточно вспомнить Остапа Бендера, который говорил Шуре: “Кушайте, Шура, кушайте! Я потребую от вас множество мелких услуг за каждый скушанный вами витамин”. Так вот, нечто похожее будет и у нас — теперь олигархи станут требовать отрабатывать выданные партиям деньги", — продолжает он.

Марис Гринблатс из ТБ/ДННЛ также не очень доволен результатами выборов, хотя признает: партия результаты за 4 года улучшила. “Почему же так произошло, мы пока что еще не анализировали, но обязательно это сделаем”, — говорит он. А вот конкуренты этих партий уверены: “тевземцы” и “пчелы” сами виноваты. У обеих партий была видна тенденция к падению электората, но они почивали на лаврах, думая, что люди по привычке проголосуют за бренды, забыв, что есть конкуренты.


Написать комментарий