Отверженные

Алла и ее 16-летняя дочь Наташа живут на птичьих правах уже десять лет. Они - люди без паспорта и персонального кода. Не иммигранты. Не апатриды. Никто. Несмотря на то, что Алла родилась и выросла в Латвии...

Латвийское законодательство – против своих жителей

Без права на ошибку

- Двадцать лет, с самого рождения, я прожила в Латвии, а в 1989 году совершила роковую ошибку – вышла замуж за курсанта военного училища, – тихо говорит худенькая, очень скромно одетая женщина. – Мне было всего 20 лет, и я не могла предвидеть, какими злоключениями обернется мой поступок. Мужа направили служить в Красноярск-66 – закрытый военный городок, и я рожала Наташу уже там. При отъезде пришлось выписаться из рижской квартиры, так как мы уезжали более чем на три месяца. Квартиру я переписала на маму. Через два года с дочкой вернулись в Ригу – с мужем отношения не складывались. С просьбой прописать меня в своей же квартире обошла все мыслимые инстанции, но разрешения никто не давал, мотивируя отказ тем, что у государства пока еще нет своего закона о гражданстве и как быть со мной – неясно, ведь муж у меня военный…

В 92-м он уволился из российской армии и вернулся к себе на родину, в Белоруссию. Вскоре туда перебралась и я, получила временную прописку и несколько лет там прожила. Но в 1995 году все-таки подала на развод и стала думать, как вернуться домой, к матери. Чтобы собрать деньги на билет, пришлось даже кое-что продать. Но вот я наконец в поезде и он мчит меня на родину. Пограничник замешкался и не обратил внимания на мой советский паспорт. И, надо же, чудо какое – я дома!

…Вот тут-то у Аллы и начались настоящие хождения по мукам. Жили втроем на мамину пенсию, устроиться на работу она не могла – нет прописки. А прописки нет, потому что нет латвийского паспорта и персонального кода. А латвийского паспорта нет, потому что в переломные годы ее в Латвии не было. А серпасто-молоткастый в новой Латвии – что волчий билет.

Напомним: согласно закону о статусе граждан бывшего СССР от 1995 года негражданами могут быть признаны лишь те лица, которые на 1 июля 1992-го имели постоянную прописку на территории Латвии. Алла же на тот момент была временно прописана в Белоруссии. Разумеется, она пыталась легализоваться в Латвии, но оказалось, что для этого нужны справки с места прописки в Белоруссии. Однако вздумай она за ними поехать, даже если бы ее выпустили, то не впустили бы назад точно. А впрочем, денег на разъезды у нее все равно не было.

От тюрьмы и от сумы

…У Аллы лицо, белое как бумага, а вокруг запавших глаз – темные круги. Нездоровая худоба и бледность – результат хронического стресса и недоедания. Ведь без легализации нельзя устроиться на официальную работу даже посудомойкой или уборщицей. Как же они выживают?! По словам Аллы, один работодатель все же сжалился над семьей и взял женщину на небольшой заработок в ночную смену. На вопрос, трудная ли у нее работа, отвечает:

- Даже не спрашивайте, все равно не скажу, ведь меня сразу вычислят, да и хозяина подвести не имею права, – на ее лице читается нешуточный страх. – Меня ведь уже и в Центр содержания нелегалов забирали на три недели, и в Ильгюциемской тюрьме успела девять дней отсидеть. Это было в 99-м. А сейчас, не дай бог, уже и со старшей дочкой могут забрать – ей ведь 16исполнилось. Что ж тогда будет с младшей? Ее же в детский дом отдадут…

…Пережила Алла и суд, который признал ее виновной в нелегальном пересечении границы. Правда, наложенный штраф тут же отменили с учетом месячного заключения. Но судебное решение лишило Аллу всяких прав на легализацию – даже на получение паспорта апатрида, человека без гражданства.

Чиновники по сей день продолжают демонстрировать поразительное бездушие к судьбе Аллы. Они советуют ей… уехать из Латвии – взять, к примеру, гражданство России или Белоруссии. Но в посольстве РФ лишь пожимают плечами: «Для того чтобы переселиться в Россию, вам надо сначала легализоваться в Латвии». Искала она помощи и в миссии ОБСЕ, обращалась в посольства западных стран с просьбой предоставить ей хоть какой-то правовой статус. Но всюду одно и то же – отказ. Для получения временного вида на жительство в Латвии нужны деньги. Добрые люди одолжили бы ей, но Алла обошла четыре банка, и везде отказались открыть счет без персонального кода…

- Если бы меня согласилась взять хоть какая-то страна, я бы тут же уехала, – говорит Алла. – Лучше всего в Россию или Белоруссию. Но они не хотят меня принимать. В посольстве России даже выдали справку, что я не имею права на их гражданство. А я бы хоть в палатке жила – многие ведь так по России живут. Мне говорят: да какие палатки, с детьми-то!

Слезы ребенка

…В апреле Алла похоронила маму – она была единственной соломинкой, которая держала на плаву эту несчастную семью. К счастью, Алла успела задекларировать в своей неприватизированной квартире младшую дочку. Настя родилась в Латвии, она негражданка и ее официальный статус – тот самый мизер, который, быть может, окажется спасением для всех. Хотя ситуация абсурдна, ведь по документам считается, что в квартире живет… одна шестилетняя девочка, которая на удивление аккуратно оплачивает счета.

Недавно Алла пришла за помощью в Рижскую думу к депутатам-«пчелам» Геннадию Котову и Владиславу Рафальскому, которые в свою очередь обратились за поддержкой и к русской прессе. На сей раз причиной стало будущее Наташи. В этом году она окончила 9 классов, причем весьма успешно.

Одна рижская школа на свой страх и риск обучала девочку без персонального кода. По результатам централизованных экзаменов Наташе выдали аттестат и даже зачислили в 10-й класс, но в окончательные списки ее фамилию так и не внесли. Директор школы мягко пояснила маме, что учить ее дочь дальше они не могут, не имеют права – в школе намечаются серьезные проверки, а неприятностей им не хочется. Те, кто поспешит бросить камень в администрацию, не догадываются, под каким прессингом вообще работают русские школы в Латвии. Со стороны директора и так было великим мужеством дать «нелегалке» основное образование.

- Я была в школьном департаменте, – говорит Алла, – мне там сказали, что раз у нас нет и не предвидится никакого статуса, то учить мою Наташу никто не решится. Дочери тяжело чувствовать себя прокаженной. Когда она была маленькой, никак не понимала, почему весь класс едет на экскурсию в Эстонию, Россию, а она – нет. Плакала. Теперь уж не плачет. Может, только в подушку?

Закон суров

- Интересно, что недавно появившиеся в Латвии жители Ливана уже получили статус беженцев, и пока их вопрос в процессе рассмотрения, их дети в законном порядке могут посещать школу, – недоумевает Владислав Рафальский. – А тут заколдованный круг: процесса у Аллы никакого нет, все от нее отвернулись, и она даже за деньги не может учить в школе свою дочь.

…Более того, на днях прошла новость, что и сомалийские беженцы, нелегально проникшие на территорию Латвии, получили разрешение УДГМ на пребывание и работу в стране. Но Алла в Латвии родилась! Кем же писаны наши законы, которые отказывают в праве на жизнь человеку, рожденному здесь?

- Я буду готовить заявление в суд о признании Аллы негражданкой ЛР, то есть субъектом закона «О статусе граждан бывшего СССР, не имеющих гражданства Латвии или другого государства», – говорит «Часу» Геннадий Котов, который решил взять семью под свою юридическую опеку. – В ее деле есть одна юридическая зацепка, распространяться о которой пока нежелательно. Добиваться же для Аллы удостоверения апатрида считаю бессмысленным, ведь оно нуждается в постоянном продлевании, что означает на годы затягивать весь этот кошмар.

А первое, что я намерен сделать в самое ближайшее время, – это направить запрос директору департамента образования Рижской думы о его видении этой ситуации. Меня интересует, согласен ли г-н Веберс с мнением своих сотрудников о том, что несовершеннолетняя Наташа не вправе получать среднее образование в рижских школах только потому, что она не имеет личного кода. Согласно латвийскому закону о защите прав ребенка, государство обязано обеспечить права и свободы КАЖДОГО ребенка, независимо от национальности, пола, языка, партийной и религиозной принадлежности, национального, этнического и социального происхождения, места жительства, имущественного положения и прочих условий у ЭТОГО РЕБЕНКА и ЕГО РОДИТЕЛЕЙ. Кроме того, у каждого ребенка есть право на бесплатную дошкольную подготовку, получение основного, среднего и профессионального образования.


Написать комментарий