Россия хочет сдерживать влияние Запада

В 2008 году в России пройдут президентские выборы. Какой будет политика государства после них? Об этом размышляет ведущий научный сотрудник Центра Карнеги в Москве Лилия Шевцова.

- Лилия Федоровна, на ваш взгляд, изменится или сохранится политический курс России после президентских выборов?

- Чтобы ответить на этот вопрос, надо иметь в виду две вещи: первая – основные тенденции, которые, очевидно, сохранятся после 2008 года вне зависимости от того, кто станет президентом России, и вторая – какова повестка дня российской власти до 2008 года.

Если говорить о тенденциях, то централизация власти, несомненно, будет происходить и дальше. Полагаю, ошибкой будет считать, что происходит усиление власти лидера. На мой взгляд, происходит усиление бюрократии. Следовательно, важно не насколько силен лидер, а насколько бюрократия позволяет ему принимать самостоятельные решения. Отношения между аппаратом, с одной стороны, бюрократией – с другой, и президентом – одна из основных проблем России.

Вы можете спросить, в какой степени Россия авторитарная страна. Я нахожу массу доказательств того, что не очень авторитарная. Лидер в последнее время имеет массу проблем с принятием решений по целому кругу вопросов.

Сегодня мы наблюдаем желание государства взять под контроль сферу экономики. Что за этим следует? Формирование нового поколения так называемых олигархов, которых можно назвать чиновники-олигархи. То есть речь идет о появлении так называемых уполномоченных властью, которые контролируют даже не столько производство, сколько финансовые потоки государственных компаний.

Следующая тенденция – это стремление власти консолидировать общество на основе возвращения к традиционным ценностям. Это прежде всего первенство государства по отношению к обществу и личности, а также идея державности.

Еще одна тенденция – изменение модели международных отношений, прежде всего России с Западом. Если два-три года назад руководство России думало о хотя бы частичной интеграции страны в европейские и атлантические структуры, то в настоящий момент об этом речи нет.

Мы имеем новую модель отношений России с окружающим миром, год назад она определялась как многовекторная. Теперь идет поиск другой модели – это модификация многовекторности, и эту модель условно можно обозначить как модель партнер-противник Запада. То есть российская власть пытается найти такую формулу отношений, в рамках которых Россия могла бы сотрудничать с окружающим миром и прежде всего Западом, но на основе своих правил игры. И в рамках этой модели Россия хотела бы сдерживать влияние Запада на постсоветском пространстве.

Эти тенденции, судя по всему, продолжатся и после 2008 года, поскольку они имеют определенную инерцию.

- Кто займет место в Кремле после 2008 года? Сможет ли новый президент справиться с бюрократией в государстве?

- На первой скамейке есть как минимум два кандидата – это господа Медведев и Иванов. Выбираются в наследники не сильные, выбираются наследники достаточно слабые. Каждый последующий наследник должен быть слабее предыдущего. Такова логика этой власти. Господин Медведев (ему только сорок лет будет), совершенно не оформившаяся личность. Что такое сорок лет в политике? Это мало, тем более что в политику он пришел шесть лет назад. Думаю, что у него не будет никаких оснований делать антибюрократическую революцию.

Но надо помнить, что помимо первой есть еще и вторая, и третья скамейки. Есть люди, которые сами создают себе скамейку.

Справка

Лилия Федоровна Шевцова окончила МГИМО и Академию общественных наук при ЦК КПСС. Она член Российской ассоциации политических наук, член исполнительного совета международной ассоциации «Женщины за международную безопасность», руководитель и член секции по исследованию проблем России и Евразии Совета по общественным наукам (SSRC), Вашингтон; член правления Института гуманитарных наук при Университете Бостона, сотрудник Московского центра Карнеги. Занимается политологией, политическими и институциональными трансформациями в России, новейшей историей России.


Написать комментарий