Питер-"Сценик"-Москва

Прошлой весной мне пришлось съездить на машине из Москвы в Петербург и обратно. Это "путешествие" закончилось довольно плачевно - погнутыми колесными дисками, изъятым водительским удостоверением и изрядно испорченным настроением. После всего этого на трассе Москва-Санкт-Петербург я решил больше не показываться.

Тем более, есть гораздо более удобный способ перемещения из одной столицы в другую – поезд, на котором из центра одного города приезжаешь в центр другого. Никаких пробок, гаишников, дальнобойщиков…

Ленинградское шоссе (E105) в 2005 году было в ужасном состоянии. На большей части маршрута – не более “полутора” полос в каждом направлении, полное отсутствие разметки и огромные ямы. Местами – более полуметра глубиной. Рядом с ними нередко валялись оторванные колеса, тормозные ресиверы и прочие детали грузовиков.

“Познакомившись” с этой трассой лично, всем желающим отправиться в Питер на машине я рекомендовал маршруты объезда. Один из вариантов – добраться до Белоруссии по Минскому шоссе, а затем выехать на трассу E95 (Санкт-Петербург — Псков — Гомель). Четыре сотни “лишних” километров и белорусская обязательная страховка – это не такая уж большая трата денег и времени по сравнению с ремонтом подвески и “кормлением” десятков новгородских и тверских инспекторов ДПС.

Летом 2006 года сразу несколько моих знакомых, съездивших из Москвы в Питер, заявили, что трасса E105 “вполне нормальная”, и по дороге у них не возникло “никаких проблем”. Сначала я не верил, но после рассказа очередного путешественника, решил сам посмотреть на чудеса дорожного строительства и отправиться в Санкт-Петербург. В качестве “машины для путешествий” выступил Renault Megane Scenic с бензиновым двигателем 1,6 и механической коробкой передач, который нам предоставила на тест компания “Автофрамос”.

В Москве

К предстоящей к поездке мы почти не готовились – решили даже не брать с собой карту. Что может быть проще, чем проехать 700 километров по прямой? Ограничились “ознакомительными” поездками на “Сценике” по столице.

Попав в салон этой машины, понимаешь – она буквально создана для дальних поездок. Как и положену компактвэну, “Сценик” обладает очень просторным салоном-трансформером. Если ехать вчетвером, среднее сиденье заднего ряда можно снять, а оставшиеся два сдвинуть к центру и назад. Тогда, сидя сзади, до спинки переднего сиденья нельзя достать даже вытянутыми руками!

Кроме того, у “Сценика” более десяти “бардачков”, ящиков и открытых карманов, что позволяет сразу взять в салон все, что пригодится в дальней дороге. Впрочем, в случае необходимости, залезть в багажник можно и на ходу.

Также при первом знакомстве с Renault Megane Scenic я обратил внимание на то, что у этой машины очень необычная эргономика. Все здесь устроено очень удобно, но совсем не так, как “у всех”. Вместо панели приборов – электронный дисплей в центре “торпедо”, подрулевые переключатели – миниатюрные, длиной около пяти сантиметров, вместо ключа – чип-карта, ручной тормоз – электрический, а систему управления климатом и вовсе сложно описать.

Вечером, припарковав “Сценик” на стоянке, я поймал себя на мысли, что не могу выйти из машины – я сижу и трогаю все! Щупаю переднюю панель и обивку дверей, кручу ручки климата, включаю и выключаю аварийку, стеклоочистители и фары. Это прозвучит нелепо, но эти рычажки сделаны так, что их хочется крутить, кнопки “просят”, чтобы их нажимали а к обивке салона приятно прикасаться. Кстати, что касается материалов отделки, то в “Сценике” они на голову выше, чем у многих машин-конкурентов. Это, в особенности, касается задней части салона, где на панелях дверей есть широкие подлокотники с мягкой отделкой.

Из Москвы

Вообще-то, мы планировали выехать в 4 часа утра субботы. Но, как это водится, проспали и слишком долго собирались. В результате выехали на МКАД лишь в десять утра и “затерялись” там среди тысяч дачников. Ехать в такое время на “Ленинградку” было глупо – слишком много пробок – и мы отправились из столицы по магистрали M9 (Новорижскому шоссе). Не доезжая Волоколамска, свернули направо на “бетонку” A108 и доехали по ней до Клина. Заправили полный бак, перекусили и вышли на “прямую” – трассу “Москва-Санкт-Петербург”.

До Твери добрались без проблем – дорога широкая, асфальт хороший, разметка есть почти везде. А вот дальше проезжая часть начала сужаться, разметка исчезла, зато появились кочки, ямы и заплаты, а само дорожное полотно стало “волнистым”. Впрочем, “страшно” было только на вид. Оказалось, что подвеска Scenic спокойно “переваривает” практически любое покрытие – она в меру мягкая, чтобы не замечать мелкие неровности, но в то же время достаточно “собранная”, чтобы не раскачиваться на волнах. В общем, очень хороший компромисс между управляемостью и комфортом. Интересно, что высокий Scenic гораздо меньше, чем ожидаешь, реагирует на боковой ветер и довольно тихо ведет себя на скорости “за 150”.

Между Тверью и Вышним Волочком трасса сужается еще сильней из-за ремонтных работ. На большей ее части по одному ряду в каждом направлении, а на некоторых участках и того меньше – две “фуры” уже не разъедутся. Днем, к счастью, хорошо видно где асфальт есть, а где его нет. А вот ночью, похоже, ехать по этим участкам гораздо сложнее – о ремонтных работах предупреждают лишь затертые знаки, на которых вряд ли сохранилось световозвращающее покрытие.

В Вышнем Волочке, как всегда, пробка. Ее причина – регулируемый перекресток в центре города, где “Ленинградка” сужается до одного ряда в каждом направлении, и движение, помимо прочего, затрудняют машины, ожидающие своей очереди повернуть налево. Днем в субботу нам пришлось простоять в Вышнем Волочке около сорока минут. В будни, судя по всему, заторы еще больше.

Дальше – вплоть до границы с Новгородской областью – снова ремонт дороги. Cкорость ограничена до 70, 50, а местами и до 30 километров в час. Обгонять многочисленные “фуры” на такой дороге невозможно физически, а к тому же запрещено знаками. Поэтому, приходится “плестись” вместе с потоком…

В Новгородской области снова “раздолье” – трасса расширяется до “полутора” полос в каждом направлении, что позволяет обгонять многочисленные грузовики. Практически до поворота на Новгород мы старались держать крейсерскую скорость 120-140 километров в час вне населенных пунктов, и 80-100 в их черте, стараясь “прикрываться” другими легковушками, которые едут также быстро. Впрочем, это оказалось лишним – за всю дорогу нам не встретилось ни одного патруля с радаром – выловить нарушителей скоростного режима в плотном потоке практически невозможно.

Что касается “Сценика”, то мы боялись, что мощности 1,6-литрового 16-клапанника будет недостаточно для уверенного движения по трассе. Пожалуй, мы ошибались. Конечно, “самолетного” ускорения со 100 километров в час он обеспечить не может, но, тем не менее, позволяет держать нужный темп. Надо лишь привыкнуть к тому, что обгоны на этой машине совершаются “с ходу”, и лучше их заранее просчитывать.

Под Питером

На объезде Новгорода – снова ремонтные работы. Дорога сужена, обгон запрещен а скорость ограничена до 30-50 километров в час. На обочине через каждые 5-10 километров стоят патрули ДПС, которые следят за тем, чтобы никто не выезжал на “встречку”.

В “конце” Новгородской области хороший асфальт и прямая дорога, расширившаяся до четырех полос, однако на обочине все равно стоят знаки 70.

В Ленобласти поток легковушек заметно прибавил скорость, как-будто делая “последний рывок” до финиша. Мы тоже поехали быстрее, а заодно решили посмотреть на нашу среднюю скорость, время в пути и расход топлива. Если “экстраполировать” недостающие до Питера километры, получалось примерно 730 километров от выезда из Москвы до въезда в Санкт-Петербург, средняя скорость 85 километров в час, время в пути восемь с половиной часов (с 10-00 до 18-30) и средний расход бензина 8,2 литра на сто километров – очень неплохо.

Однако “экстраполировать” не получилось. Оказывается еще в полдень в районе Тосно произошла серьезная авария – столкнулись две легковушки и два грузовика, четыре человека погибли. Поэтому трасса E105 была полностью перекрыта. Простояв в “пробке” около получаса, мы выяснили, что кольцевых вроде московской трассы А108 в Ленинградской области нет. И чуть ли не единственный “легальный” (по асфальтовым дорогам) способ попасть в Петербург до полуночи – через Псков. Посоветовавшись с местными водителями, мы решили объезжать затор по “грунтовкам”. Интересно, что по покрытию они оказались не хуже Ленинградского шоссе, особенно, если говорить об участках трассы E105 в Новгородской области. Единственная проблема – ограниченная из-за пыли видимость.

В Питер мы прибыли только к полуночи. Средняя скорость в итоге составила 63,1 километр в час. Общий пробег – 831 километр. За весь путь истрачено 76 литров топлива. А средний расход составил 9 литров на 100 километров.

После дороги “туда” мы решили, что ехать в Питер на машине можно, но только в случае необходимости. Но если вещей мало, и не надо “колес” для передвижения по Северной Столице – лучше на поезде.

А вот Renault Scenic по итогам поездки понравился еще больше, чем при первом знакомстве. Высокая минивэновская посадка водителя оказалась удобной не только для передвижения по городу, но и для длительных путешествий. Мягкая и в то же время очень энергоемкая подвеска не спасовала даже на грунтовых и гравийных дорогах – ни разу не было даже намека на пробой. Наконец, мы по достоинству оценили многочисленные емкости для вещей в салоне. Особенно – огромный “бардачок” на центральном тоннеле, объединенный с подлокотниками. Он двигается вперед – назад, оснащен подсветкой, 12-вольтовой розеткой и подстаканниками. Благодаря ему, Scenic – это одна из немногих машин, где водитель может, не отвлекаясь от дороги, доставать и “класть на место” кучу полезных вещей – от двухлитровой бутылки с водой до мобильного телефона и диктофона.

В Петербурге

Город на Неве с первых минут приятно удивил – почти все дороги здесь с яркой разметкой, без колейности, волн и заплаток, которыми сейчас изобилуют московские улицы и проспекты. Кроме того, здесь совсем другие автомобили. К примеру, нам ни разу не попадались на глаза “наглухо” тонированные “Жигули” с огромным спойлером, хромированным глушителем и наклейками. Кроме того, на улицах нет такого количества грузовиков, пыли и поливальных машин, превращающих ее в грязь. В результате автомобили в Северной столице гораздо чище московских.

Питерские водители, как правило, не переезжают стоп-линию, останавливаясь на светофорах, не мельтешат из ряда в ряд без поворотников, без задержки трогаются на зеленый, пропускают пешеходов и “соседей” по потоку… В общем, создается ощущение, что попал в Европу. Пускай восточную, но все же Европу.

Из Петербурга

У ночной езды на дальние расстояние есть, пожалуй, лишь одно преимущество – на трассах мало машин. Недостатков намного больше – это “внезапные” ямы и кочки, попутчики с выключенными или неработающими фарами (их часто называют “летучими голландцами”), милицейские “засады” и сильное желание спать – виноваты монотонный “пейзаж” за окном и постоянная скорость движения.

“Летучих голландцев” мы встретили уже в двадцати километрах от Питера – “фуру”, а затем “шестерку” “Жигулей”. Самое страшное, что они не только ехали без света, но также перемещались из ряда в ряд. К счастью, через какое-то время нас обогнала “Тойота” с московскими номерами, и мы смогли поехать за ней – так гораздо спокойней.

Такой “колонной” мы проехали около 100 километров – до Новгородской области. Там, в первом же населенном пункте, обе машины остановил инспектор ДПС. Показав радар с двумя измерениями (112 и 119 километров в час) он решил не уточнять, кому принадлежит каждое из показаний и предложил не писать протокол. Свои “услуги” со словами “мы же не жлобы” он оценил по нижней границе штрафа, положенного за такое нарушение – 100 рублей.

Понимая, что впереди объезд Новгорода, где трасса очень узкая, а скорость ограничена 30-50 километрами в час, я спросил у инспектора “как там дела”. Он ответил: “Там много ребят наших стоит, сейчас позвоню”. Позвонил и говорит: “Трасса свободна, можете ехать – все хорошо”.

Я сел в машину, проехал пару километров и стал изучать атлас, купленный вечером в Петербурге. Ехать по правилам – значит заснуть за рулем через полчаса. Ехать быстрее – безопасней, однако перспектива встретить на пути “много наших ребят” абсолютно не радовала. Это означало вернуться в Москву без денег или без водительского удостоверения. Поэтому было решено ехать по другой дороге. Сначала – в Новгород, оттуда – на Псков, а дальше, по дорогам областного значения – через Селигер. Оттуда легко попасть на трассу М9 (Новорижское шоссе), по которой доехать до Москвы в понедельник утром гораздо проще, чем по “Ленинградке”.

После Новгорода на посту нас и еще две машины, ехавшие перед нами, остановил гаишник. Всем троим водителям он показывал одну и ту же цифру на экране радара “Сокол” – 101 километр в час. Затем водители поочередно приглашались на пост, где с ними проводилась “разъяснительная беседа”. В моем случае инспектор начал со сверки номеров кузова и двигателя в ПТС и доверенности. Затем он безуспешно пытался поставить правильное ударение в слове “Автофрамос”. Наконец, не найдя ни одной ошибки в документах, он перешел к “делу” – предложил оплатить “штраф” на месте и коснулся вопроса суммы:

- У вас серьезное нарушение. За него полагается штраф 300 рублей.
- Не совсем так. От ста до трехсот.
- Ну я так и сказал. До трехсот.
- А он, все же, от ста…
- Ну ведь до трехсот?
- От ста!
- Триста пополам?

Гаишников не было вплоть до Тверской области. Зато на месте “дорог с покрытием”, обозначенных на карте, оказались грунтовки. Несколько участков общей протяженностью около 100 километров – на удивление ровные и широкие. На обочине каждой грунтовки стояла дорожная техника, а между ними был положен новый асфальт – хорошего качества со свежей разметкой. Так что, похоже, к концу лета всю дорогу доделают.

Последняя встреча с инспекторами ДПС произошла около 7 часов утра на въезде в город Осташков (южный берег озера Селигер). Стоявшие в засаде гаишники писали рапорт о ночном дежурстве, в котором фигурировало лишь три нарушения. Понятно, что это мало даже для провинциального городка, и им требовалось еще несколько “жертв”. Поэтому, ни слова не говоря, они взяли документы на машину, выписали протокол “с рассмотрением по месту жительства” и… указали в нем неверный номер радара.

А дальше – около 400 километров ровной, прямой и в пустой дороги до Москвы. Самой серьезной из дорожных неровностей были канализационные люки в городе Ржев Тверской области.
В Москве

Как это ни парадоксально, ехать через Селигер нам понравилось намного больше, чем по трассе “Москва-Санкт-Петербург”. Лишние 150-200 километров с лихвой компенсируются более высокой крейсерской скоростью, хорошими дорогами (в особенности, когда асфальт положат на всем протяжении маршрута) и практически полным отстутствием машин – даже в утренние часы.

Протяженность такого маршрута – 880 километров. “Сценик” за обратную дорогу израсходовал 80 литров топлива (средний расход 9,1 литра на сто километров), а средняя скорость составила 76 километров в час – с учетом остановок “на отдых”.

Путешествовать на машине из “обычной” столицы в Северную, в принципе, можно. Но, только если выезжать из Москвы в пятницу утром, а возвращаться в Москву в понедельник вечером. По ночам лучше не ездить хотя бы по той причине, что весь уик-энд в Питере, а также начало рабочей недели в Москве пройдут в полусонном состоянии. Наконец, вести машину при свете дня намного безопасней. А еще лучше – купить билет и поехать на поезде.

Если же требуется утолить “жажду путешествий”, рекомендуем отправиться на озеро Селигер. Там великолепная природа, это гораздо ближе, чем Питер, да и дорога дотуда не в пример лучше, чем “Ленинградка”. А Рено Сценик для таких вылазок – более чем подходящий автомобиль.


Темы: ,
Написать комментарий