Дело Бенеса: в роли «эксперта по левым» – снова латышский ультранационал

Вчера в Рижском окружном суде начался процесс над единственным латвийским политзаключенным - Бенесом Айо (см. справку). Заседание началось с пятиминутного крика подсудимого: Бенес обличал власть и требовал психологической поддержки

А потом его адвокат сообщил неожиданную новость: оказывается, в качестве эксперта по высказываниям Бенеса полиция привлекла ультраправого деятеля Кушкиса. Того самого, из-за которого уже сорвался «процесс Гильмана».

Как и следовало ожидать, процесс начался с сюрпризов. Во избежание огласки суд над тов. Айо широко не анонсировался. Поэтому в зале к десяти утра оказались только те представители СМИ и зрители, кто лично просматривал накануне судебное расписание (нацболы, соратники марксиста Бенеса, о суде узнали только постфактум).

Приведенный в наручниках Бенес Айо за пять месяцев в тюрьме исхудал, пожелтел и оброс черной бородой. Увидев из болельщиков только одну пенсионерку, он явно оскорбился, занервничал, заспорил со своим адвокатом, а у появившегося судьи Геймана немедленно попросил разрешения «сделать небольшое заявление».

Судья попытался начать заседание в обычном ключе: с допроса подсудимого. Но «Айо Бенес Христофорович, магистр биологии, не женат» был явно перевозбужден. И на середине протокольных вопросов («последнее место работы?») не выдержал и взорвался.

Я хочу сделать заявление, – прервав самого себя, сказал Бенес. – Я требую перенесения суда, потому что о заседании я узнал только накануне и не имел времени предупредить моих товарищей национал-большевиков. Мне нужна их психологическая поддержка для комфорта, и поэтому сегодня заседание не состоится!

К концу этой фразы Бенес Айо уже кричал в полный голос. Он напугал переводчицу суда, сильно пошатнув клетку, и весьма громко обличил националистическую буржуазию, белогвардейцев, фашистов и других нехороших людей. «Я вас уважаю, – сообщил он под конец своей речи судье Гейману, – но процесса сегодня не будет».

Пока участники заседания приходили в себя от выступления подсудимого, г-н Гейман как ни в чем не бывало напомнил «г-ну Бенесу о необходимости соблюдения спокойствия на заседании», после чего продолжил задавать вопросы. Выяснив, что последнее место работы Айо – цех по производству деревянных палетов, судья поинтересовался у адвоката: нет ли каких просьб?

Просьба у адвоката имелась. И после нее стало ясно, что Бенес таки оказался прав: заседание придется прервать…

Снова ультра

Случилось вот что. Адвокат Якоби попросил «во избежание конфликта интересов» назначить новую экспертизу «уголовного листка» Бенеса. Ибо эксперт по делу – «правонационалистический политик», а на его заключении фактически строится обвинение.

Нужен независимый специалист, – попросил адвокат.

- Где же мы его найдем, независимого? – грустно поинтересовался судья. И удалился на совещание.

Как уточнил «Час» в перерыве, речь идет о Янисе Кушкисе, том самом эксперте, из-за которого на прошлой неделе сорвался процесс другого левого деятеля, Александра Гильмана.

Тогда, напомним, выяснилось следующее: г-н Кушкис, обнаруживший в текстах обоих леваков «призывы к свержению», не русский филолог. Работает на кафедре балтских языков, основные публикации – по сейльским диалектам в латышском языке и по латышским же народным песням. Но это не главное.

Главное то, что на недавних выборах в Рижскую думу Кушкис стартовал в объединенном списке партий «Мусу земе», «Хельсинки-86», «Намейс», «Латвияс виенибас партия» и «Таутас мантоюмс» под номером семь. Таким образом, перед нами действующий ультраправый латышский политик, для которого ультралевые нелатышские политики – полные антиподы. Доверять такому «делать объективное заключение» по их высказываниям, мягко говоря, не следует.

Тем не менее, похоже, именно г-н Кушкис выступал в последнее время традиционным полицейским экспертом в политических делах. В этом контексте нечего удивляться тому, что в реплике А.Кирштейнса: «С русскими как? Либо в морду, либо ботинки лизать» – никакой национальной розни нет. А в предполагаемой фразе Бенеса про «шею проклятого режима» есть призыв к свержению законной власти ЛР.

Итого

Вчера, посовещавшись, суд решил: заседание прервать, назначить новую экспертизу текста Бенеса в Государственном центре языка. Бенеса увели.

Справка

Бенес Айо, согласно обвинению, совершил следующее: «17 октября 2004 года с целью распространить призыв свергнуть государственную власть через публикацию в газете «Диена» явился в АО «Диена» и передал охраннику две белые листовки формата А4, содержащие призыв латвийских национал-большевиков, которые неоднократно остро высказывались против правящей клики и учреждений власти, в том числе Рижской думы, правительства, президента… Имеющееся в конце призыва предложение: «Давайте укажем место проклятому режиму или просто свернем ему шею» в контексте всего воззвания может быть понято как призыв насильственно свергнуть государственную власть… Однако по не зависящим от его воли причинам Бенесу не удалось реализовать до конца свой преступный замысел, так как воззвание национал-большевиков в газете «Диена» опубликовано не было».

Суд первой инстанции (несмотря на то, что прокурор требовала только штрафа) в конце прошлого года приговорил Бенеса к девяти месяцам тюрьмы. А весной 2006-го, накануне 16 марта, Бенес был неожиданно взят под стражу. С тех пор он сидит. Судя по тому, что новая экспертиза по его делу продлится до конца лета, Бенес останется за решеткой еще на несколько месяцев.


Написать комментарий