Янис Урбанович: Латвийская Республика как совместный проект

Недавно в Москве состоялось первое заседание Экспертного совета по проблемам стран СНГ и Балтии, созданного РИА «Новости». В рамках этой общественной структуры объединились политики, политологи и журналисты из России, Грузии, Азербайджана, Казахстана, с Украины, из Киргизии, Молдавии и Латвии

На заседании совета говорили о глобальных внешнеполитических проблемах. Но все они имеют самое непосредственное отношение и к проблемам внутриполитическим. Об этой связи большой и малой политики «Час» беседует с представителем Латвии в Экспертном совете, председателем фракции «Центр согласия» в Сейме Янисом Урбановичем.

Этот новый глобальный мир…

- В Латвии к месту и не к месту любят говорить о государственной и национальной идентичности. На ваш взгляд, это болезнь роста молодого государства?
bq. Эта общая проблема. Во всех без исключения странах бывшего Советского Союза и даже странах бывшего Варшавского договора поиск собственной идентичности по-прежнему продолжается. Так что Латвия тут не исключение. Но, может быть, для нас эта проблема является более острой: вступая в различные влиятельные международные организации, мы почему-то надеялись, что само наше присутствие в этих структурах даст ответы на самые важные вопросы: кто мы? какое общество строим? с какой идеологией и с каким содержанием это общество и это государство собираются жить в течение следующих десятилетий и даже веков? Но готового ответа нет.

Эти проблемы не менее актуальны и для Украины, Белоруссии, Грузии, Польши, США, Франции, Германии… И связаны они с глобальными процессами в мировой политике – мы живем в период перегруппировки сил, переоценки привычных ценностей, ломки традиций, изменения привычных форм общения и способов решения международных проблем. С одной стороны, все время создаются различные новые политические и экономические блоки. А с другой – наблюдается определенное «разбухание» многих старых структур. И это приводит к некоторой потере ориентации, к непониманию самого смысла пребывания страны в той или иной структуре.

- Даже не слишком сведущий в политических играх человек скажет, что Латвия плывет в кильватере внешней политики США. Это правильный выбор?
bq. То, что сегодня в мире существует лишь одна супердержава – США, очень многим не дает покоя и не позволяет строить светлые, спокойные прогнозы на будущее. Что же касается Латвии… Маленькие страны, примкнув к большим, всегда создают для себя совершенно новую ситуацию во внешней политике. В рамках этой новой ситуации они могут быть раздавлены противоречиями. А могут не только продвинуться вперед, но и получить определенное ускорение – если, конечно, сумеют правильно использовать ситуацию.

Но в любом случае нашим политологам пора прекратить заниматься провинциальной рефлектирующей аналитикой по принципу «хороший-плохой». А то сегодня все, что делают Джордж Буш или США, – это однозначно хорошо и соответствует нашим интересам. А все, что делают Владимир Путин и Россия, – это лишь очередная непонятная угроза или предмет для надменного, ироничного фырканья.

С точки зрения оптимиста

- Вы один из немногих латвийских политиков, пытающихся поддерживать контакты с российскими коллегами. Как бы вы охарактеризовали нынешний этап российско-латвийских отношений на государственном уровне?
bq. Кто-то бы сказал: хуже некуда! Ведь, по данным опроса общественного мнения социологического Центра Левады, 45 процентов россиян (то есть почти каждый второй!) считают Латвию враждебным России государством. Но кто-то бы заметил, что может быть еще хуже, если экономическое сотрудничество будет по-прежнему сознательно тормозиться, а самым востребованным политическим «товаром» останутся претензии и колкости.

Но в политике нет ничего нереального, если есть обоюдное желание добиться цели. У наших стран нет непреодолимых противоречий, а минусы общей трагической истории ХХ века пора переделать в весомые плюсы – хорошего знания друг друга и общего культурного и исторического наследия.

Наши страны объединяют многие интересы. Во-первых, экономические интересы России к Латвии – главным образом как к транзитному государству. А теперь и как к части Евросоюза. Во-вторых, Латвия как страна, входящая в ЕС, НАТО и Всемирную торговую организацию, могла бы способствовать продвижению совместных проектов. И, наконец, в-третьих, это уникальная этническая ситуация: 40 процентов населения Латвии можно в значительной степени причислить к российским соотечественникам, живущим за рубежом.

Сегодня в России идут очень сложные процессы: смена власти с уходом Путина с поста президента в 2008 году может привести к смене курса или к усилению тех векторов, которые сегодня только обозначены пунктиром. И мы как соседи России не можем говорить, что для нас это не имеет никакого значения.

И, выбирая между прогнозом оптимиста и фырканьем пессимиста, я бы сделал выбор в пользу первого: оптимист не страшен своими чрезмерными оптимистическими прогнозами и надеждами, а вот пессимист может реально повлиять на ситуацию в худшую сторону. Особенно если он гадко и едко задевает другую сторону и тем самым пробуждает новый виток той риторики, которую мы все на словах хотим похоронить.

Самый важный вопрос

- А что бы вы сказали тем, кто считает: зачем нам соседняя Россия, у нас есть соседний ЕС?
bq. Я бы задал вопрос: хотим мы поднять уровень благосостояния жителей Латвии? Если да, то только на деньги Евросоюза и только через европейские проекты нам сделать это не удастся. Конечно, Европа никогда не даст нам умереть с голоду и у нас периодически будут открывать новые школы и больницы, ремонтировать дороги, приводить в порядок тюрьмы… Возможно, наших чиновников заставят сочинять более умные планы. Возможно, осложнится претворение в жизнь разнообразных коррупционных схем. Но не более того!

Если же мы хотим чего-то большего, если мы хотим стать полноправной частью Европы, то нам надо реально оценивать свои позитивные и негативные качества. А потом постараться негатив минимизировать, а позитив, наоборот, развивать.

И я утверждаю, что большое количество русских латвийцев, которое наши национальные политики считают явным минусом и наследием оккупации, это и есть наш плюс и наше преимущество. Если здесь, в Латвии, мы, латыши и русские, договоримся, то и между Россией и Латвией начнут складываться поступательно развивающиеся нормальные отношения. И в этой ситуации будет совершенно неважно, кто сидит в Кремле и какие аналитики плетут какие интриги. И наоборот: если мы, латыши и русские, не договоримся, то кто бы с кем ни встречался, ни целовался и ни пил шампанское, никакого реального улучшения не будет. Самое главное для нас – договориться о совместном проекте под названием «Латвийская Республика как инструмент достижения всеобщего, гармоничного развития общества, всех его составных и поднятия уровня благосостояния». А после этого все остальные вопросы решатся сами собой.


Написать комментарий