Личное дело Анатолия Ракитского

Родился 3 февраля 1947 года.

Супруга Евгения — по специальности железнодорожник, однако уже много лет помогает мужу в его работе ветеринара. Дочери Татьяне 30 лет, она обучается компьютерной графике в Германии и одновременно работает.

В 1970 году закончил Витебский ветеринарный институт. Работал ветеринарным врачом сначала в Белоруссии, затем — в Даугавпилсе, Медуми, был младшим научным сотрудником исследовательского центра по болезням рыб в Риге. Затем вернулся в Даугавпилс, в городскую ветеринарную службу. Ныне ведет частный прием и известен если не всем горожанам, то наверняка — всем владельцам животных и их питомцам.

Как становятся «айболитами»?
bq. Все началось просто с любви к животным, а особенно — собакам. Истоки, наверное, в детстве. Жил тогда в нашем городе такой явно нездоровый человек, который ловил собак и, как говорили, ел их. И вот однажды он утащил Мирту — любимицу всего нашего двора. Мы, мальчишки, в бессильном отчаянии бросали в него камнями, но так и не смогли отбить собаку. Вот это чувство – когда я видел животное в беде и не смог помочь ему — осталось в душе, из него и выросло решение избрать профессию, которая дает возможность реально помогать находящимся в беде живым существам.

Ветеринарный врач — это сложнее или проще, чем врач, лечащий людей?
bq. Сложнее — по той простой причине, что пациент не может рассказать, что с ним произошло, что у него болит. А так все болезни человека, исключая психические и венерические, бывают и у животных.

У человеческих врачей существуют узкие специализации — кто-то ставит диагноз, кто-то оперирует, кто-то помогает при родах и т.д. А как со всем справиться одному ветеринару?
bq. В больших городах есть специализации и у ветеринарных врачей. Однако в нашем городе занимаются лечебной практикой всего три врача, и все они — универсалы, поэтому и масштабы работы огромные. Может, это и не очень хорошо, но надо же помочь животному, что бы с ним ни случилось. В чем-то мы напоминаем семейных врачей, или, скорее, наоборот, семейные врачи пошли от ветеринаров.

Запомнился ли самый первый случай в Вашей ветеринарной практике?
bq. А как же! Я был тогда еще практикантом в сельской местности. Потребовалось кастрировать хрячка. А я то ли по рассеянности, то ли в спешке забыл взять с собой инструменты. Пришлось проводить операцию обычным лезвием и простыми нитками, однако прошла она успешно. А в качестве первого гонорара я получил десяток домашних яиц.

Самый необычный Ваш пациент?
bq. А они все необычные. Если говорить об экзотических животных, пришлось как-то зашивать травмированную голову обезьянке из Латгальского зоосада. Приходилось лечить аквариумных рыбок. Как-то удалял опухоль у сомика — для этого завернул его в мокрые салфетки, подобрал специальный наркоз… Было это в Рижском зоопарке.

Наверняка у Вас самого тоже есть домашнее животное. Какое?
bq. Сейчас у меня живут 6-летний персидский кот Сема и 11-летняя такса Фике. А так разные были…

И кто из них был самым любимым?
bq. Трудно сказать. Была боксерша Эльза, другие собаки. Хотя, пожалуй, самым любимым был весьма кусачий бультерьер Вита — и самым дорогим, чтобы купить ее, мне пришлось когда-то продать «Жигули».

А нынешние животные как к Вам попали?
bq. Кота — вернее, тогда еще котенка — подарили в знак благодарности за успешно проведенную операцию кесарева сечения его маме-кошке. А с таксой такая история вышла: я приехал принимать у собаки роды и застал ее хозяйку в очень подавленном состоянии. У нее незадолго до того трагически погиб муж, и не было ни сил, ни желания заниматься тем, чтобы пристроить щенков. Я посоветовал, как быстрее их продать, а одного купил сам.

Какие качества характера помогают Вам в работе и вообще в жизни?
bq. Оптимизм. Стараюсь заряжать им и своих клиентов — хозяев животных. Даже если прогноз не совсем хороший, стараюсь обнадежить.

А какие качества мешают?
bq. Рассеянность. Все меньше надеюсь на свою память, все больше записываю.

Что цените в людях?
bq. Порядочность в широком смысле этого слова.

Что не можете понять и простить?
bq. Предательство.

Ваши увлечения?
bq. Рыбалка. Пчеловодство — это дает острые ощущения. Выращиваю черную смородину.

Бывали ли в дальних поездках?
bq. Только, как теперь говорят, в ближнем зарубежье: в Москве, Петербурге, Белоруссии, Литве, Эстонии.

Самое яркое впечатление?
bq. Петербург. Тогда он еще назывался Ленинградом. Я влюбился в этот город. Когда-то в молодости даже мечтал жить там. Люблю его архитектуру, а еще больше — людей, общаться с которыми даже по мелочам всегда доставляло удовольствие.

Кто для Вас — самый близкий человек?
bq. Моя жена и сотрудница в одном лице.

Ваш любимый праздник?
bq. Новый год. С 1 января люди собираются изучать иностранные языки, делать гимнастику по новой системе и вообще начать новую жизнь. Отмечаю обычно в кругу семьи, но бывает, приходится и в совершенно незнакомой компании — ведь для животных нет «скорой помощи», а вызов может поступить в любой момент. Поэтому даже в новогоднюю ночь не отключаю телефон.

Любимое время года?
bq. Весна. Потому что она наступает после зимних холодов.

Комплимент, который Вам было бы приятнее всего услышать?
bq. Не люблю комплиментов. Максимально допускаю: «Доктор, спасибо!» А когда человек много хвалит, льстит, интуитивно ждешь неприятностей. Ведь ветеринар не всегда может помочь, но всегда в случае неудачи остается виноватым. Не зря порезультатам какого-то зарубежного исследования профессию ветеринара включили в список пятидесяти самых вредных.

Что считаете своим достижением?
bq. Достижение, наверное, нет. Но приятно осознавать, что часто нужен людям и могу им помочь.

Что еще мечтаете сделать?
bq. Хотелось бы постоянно поднимать профессиональный уровень.

А что сделали бы, если бы к Вам в руки попала волшебная палочка?
bq. Сделал бы ветеринарную помощь бесплатной, а ветврачам — хорошие зарплаты от государства. Брать деньги всегда не очень приятно, но в сегодняшних условиях иного не дано.

Чему люди могли бы поучиться у животных?
bq. Преданности.

Понимают ли животные, что, делая им неприятные процедуры, Вы делаете добро?
bq. Безусловно, понимают. Часто бывает — к примеру, зашиваю собаке рану, знаю, что ей более чем неприятно, а она мне лижет руку. И даже перед эвтаназией бывает — подойдет собака и лизнет, как будто говорит: «Доктор, ты уж не жалей яду, чтобы быстрее». Попробуй тут сделай укол!

А должна ли вообще применяться эвтаназия животных?
bq. Должна. Но, разумеется, когда ситуация явно безнадежная, мучается и животное, и хозяин. Зачем же эти мучения продлевать? Хотя бывает, что хозяева не сдаются до последнего.

Ваш любимый писатель?
bq. С детства — Джек Лондон. Это сильные люди и сильные животные. Хотя сейчас времени на книги не хватает, больше читаю газеты.

И какие газеты читаете?
bq. Разные, все, что попадается. Какие купить, чаще выбирает жена.

Можно ли, на Ваш взгляд, доверять прессе?
bq. Думаю, надо критически относиться ко всему. Прошли те времена, когда мы верили каждому печатному слову.

Какой период в Вашей жизни был самым счастливым?
bq. Счастье каждый день, когда выздоравливает животное, особенно «трудное». За это и люблю свою работу. А без этого работать было бы невозможно.

А самый сложный период?
bq. Не было такого. Все в жизни и сложно, и просто.

Что всегда повышает Вам настроение?
bq. Общение с природой. Даже в обеденный перерыв умудряюсь иногда на час-два уехать на свой хутор — домик без электричества на лесной поляне, а кругом — зелень, золотистые одуванчики, искры на воде небольшого прудика…

Без чего не представляете своей жизни?
bq. Без своей работы — это один из главных факторов.

Ваш жизненный девиз?
bq. Никогда не плакать и не жаловаться, надеяться и не сдаваться до последнего.

01.06.2006 , 12:52

ЕЛЕНА САНГУШКО


Написать комментарий